«Гоголь» превратился в агитбригаду

Ливень не помешал опальному театру провести свой лучший спектакль

Это было что-то: спасибо Департаменту культуры, что благодаря своей «чуткой» политике он подарил нам новую форму протеста, по нерву и накалу покруче всяких серебренниковых: дождь стеной, артисты кто с зонтами, кто без — к черту комфорт! Закрывающийся на днях «Гоголь» в воскресенье в полном составе вышел в 15.00 на разрешенный мэрией митинг-спектакль: площадь скандировала «браво!» (театру) и «позор!» (Капкову, Серебренникову и Союзу театральных деятелей). Режиссура — на пять баллов. И все бы оно было ярко и весело, не будь так печально: одна актриса уже умерла, другой попал в больницу с язвенным обострением...

Ливень не помешал опальному театру провести свой лучший спектакль

...Памятник Гоголю, что близ «Арбатской». Полицейских — минимум, однако припаркованы аж два пустых «пазика», видно, на случай возможных провокаций. Каждого артиста и режиссера — от звездной Светланы Брагарник до постановщика Анатолия Бейрака — буквально разрывают на части журналисты. И это, повторяю, несмотря на усиливающийся ливень. Фотографы выдирают из толпы мальчика с плакатом «Сергей, ты зачем убил бабушку?». Это внук старейшей актрисы Людмилы Долгоруковой, которую ликвидация театра довела до гроба. Десять минут четвертого, проходит команда: «Начали!» Мэрия разрешила аншлаг на 300 человек, ну примерно столько здесь и выстроилось. Невысокий помост, колонки в чехлах, рукописные плакаты. Выходит весь актерский актив, у одного парня в руках бронзовые тарелки, стучит ими в такт, пока народ затягивает песню из последней премьеры по Платонову «Дураки на периферии»:

...И за желанную свободу

Мы все боролись и умрем!

«Им нужно здание, — слышен сквозь песню голос, — чтоб там устроить культурно-развлекательный центр! Мы стоим первыми на уничтожение. Но мы также первые, кто поднял головы, даже если не победим. Зато мы честно и смело сможем смотреть людям в глаза!» Далее пошли зачитывать хронику событий: прежний худрук Яшин собирает труппу, на следующий день его снимают, в лицах разыграны прекрасно:

— Театр обезглавлен, — констатирует артист.

— Разбойники!!! — резюмирует площадь.

Затем — гениальный ход — включается во всеуслышанье реальное интервью Кирилла Серебренникова про то, что «театр этот надо похоронить с почестями: такое впечатление, что изможденные актеры жили в подвале, что их кормили землей». Площадь свистит. Еще актеры воспроизводят свой разговор с новым директором Малобродским: «Где мы будем играть до февраля, пока ремонт?» — «У Капкова спросите». — «А нам что-то будут платить?» — «Да не надо меня руками трогать!» Далее «гоголевская» агитбригада зачитала свои требования: сохранить театр и его репертуар, восстановить его нормальный режим работы, объявить конкурс на замещение вакантных руководящих должностей...

— Все попытки наших коллег помочь тонут в потоках лжи: только и слышим одно и то же — фиговый театр с фиговыми спектаклями!

Мы дети тех, кто наступал

На белые отряды,

Кто паровозы оставлял

И шел на баррикады!

(Напомним, «Гоголя» — это бывший Театр транспорта). Вместе с артистами запела вся площадь, скандируя «мо-лод-цы!». Но самый ударный спич прозвучал, конечно же, из уст телеведущего Павла Любимцева:

— Нельзя обойти вниманием вопрос о художественных достоинствах того, кому этот театр отдали на съедение. Серебренников — представитель навороченной режиссуры. Таких сейчас развелось очень много, и вся суть их — что они наворачивают, наворачивают и наворачивают бог знает что. Но многие театральные профессионалы спектакли эти считают невыносимо скучными, ибо это махровая самодеятельность, не имеющая отношения к режиссерской профессии.

— Правильно! — орет площадь. Появляется плакат «Поднимите ему веки!».

— Но беда в том, что «навороченные» режиссеры очень агрессивны, потому что если рядом окажется нормальный режиссер, то сразу же станет понятно, чего они стоят. Поэтому (в том числе и Серебренников) придумали термин: «театр нафталина». Так они назвали традиционный театр. На что им ответил покойный Фоменко: «Мы театр нафталина. А остальное всё моль!» Моль — это зловредная, поганая дрянь! Она все сожрет и изгадит. Таково мое краткое отношение к режиссуре Серебренникова. Но речь не о нем, а о том, что он хочет сделать с Театром им. Гоголя при помощи своих высокопоставленных дружков. Не будем конкретизировать — кто именно и почему его поддерживает. Но труппа не хочет быть расстрелянной в угоду Серебренникову, как сказано у классика — «население расстреляли, но коммунизма не возникло». Вот Серебренников сказал, что вид у труппы такой, будто она в подвале жила. Пусть он сам почаще в зеркало смотрится! И ответит себе — на что похож он и откуда слез (Дикий одобрительный хохот).

Вижу знакомое лицо — это режиссер театра Анатолий Бейрак:

— Ничего не изменилось по срокам: 30-го ваш последний спектакль?

— Абсолютно так. Господи, да вы не представляете, в каком состоянии находятся артисты все эти два месяца! И некоторые не выдерживают: не бравирую этим, но вот один артист сейчас попал в больницу, у него язва открылась. Люди работают ВОПРЕКИ. Зрители же на каждом спектакле устраивают овацию стоя. Не отпускают.

— Если власти наплюют на ваши требования, последует голодовка?

— Не знаю, не имею права говорить за артистов... Но атмосфера ужасная!

Итогом митинга, которому аплодировали все, стала максима, что «Театр Гоголя своей борьбой спас от немедленной расправы целый ряд московских театров».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру