Пестрый ковер «Роскино»

Екатерина Мцитуридзе: «Наша работа сродни труду на ткацком станке. И мы четко осознаем, какой узор хотим получить»

Пережив годы почти полного бойкота со стороны международных фестивалей, наши кинематографисты стремительно отвоевывают утраченные позиции. Награды в Каннах, Венеции и Берлине — и вот уже российское кино снова возвращается на карту мира. «МК» встретился с главой «Роскино» (государственной компании, занимающейся продвижением наших фильмов за рубежом) Екатериной Мцитуридзе, чтобы обсудить прошлые и будущие достижения наших кинематографистов.

Екатерина Мцитуридзе: «Наша работа сродни труду на ткацком станке. И мы четко осознаем, какой узор хотим получить»
Екатерина Мцитуридзе на открытии Первого Венецианского международного кинорынка, партнером которого выступило «Роскино».

— Екатерина, на днях стартовало главное событие осени в киноиндустрии — Американский кинорынок, AFM. Насколько я знаю, благодаря «Роскино» в этом году впервые в Лос-Анджелесе в таком объеме будут представлены интересы и наших кинематографистов.

— И что особенно приятно — в AFM не думали ни секунды, когда мы предложили выступить их партнерами. Ответ пришел через два дня. Сейчас вместе с ними мы готовим две конференции: про цифровое пиратство и VoD-дистрибуцию (видео по запросу) как уникальную возможность продлить жизнь фильма в прокате. Мне кажется, для России сегодня это тема номер один. Ее актуальность на Западе тоже не оставляет сомнения. Достаточно сказать, что уже сейчас на конференцию аккредитовались представители 25 стран.

К слову, на AFM мы официально объявим о завершении сделки о продаже прав на пятнадцать наших картин. На самом деле еще ни разу никто из наших компаний не подписывал подобный договор. Компания-аггрегатор Gravitas Ventures оценит динамику спроса: сколько человек будет подписываться на наши фильмы. И если интерес к русскому кино будет расти, мы расширим количество локализаций до 40—50 фильмов. Еще нас просят помочь с правами на классические картины. Мы готовы содействовать и «Мосфильму», и «Ленфильму» в реализации их бесценных коллекций на VoD. Опыт у нас уже есть.

На фоне отмирания рынка DVD подобные соглашения — важный шаг. Достаточно сказать, что такой гигант, как DreamWorks, закрывает свой DVD-департамент, перебросив все силы на развитие VoD. Именно видео по запросу сейчас занимает одно из самых перспективных мест на рынке. Неудивительно: за 7 долларов в месяц ты получаешь неограниченный доступ сразу ко всей библиотеке. Прибыль в данном сегменте растет с каждым днем — специалисты даже не называют потолок предполагаемых доходов.

— А что насчет остальных участников кинорынка DOORS, проходившего в Москве в рамках ММКФ? Они тоже заглянут в Лос-Анджелес?

— Они теперь сами приглашают нас к себе — и по делам, и по дружбе. А один из наших гостей, глава маленькой по американским меркам компании Red Flag Distribution Пол Федерсбуш, буквально месяц назад назначен программным директором фестиваля «Сандэнс». Он уже предложил сотрудничество на уровне производства: найти один-два проекта, которые «Сандэнс» будет развивать вместе с Роскино. Это большая честь для нас. Впрочем, как и ответственность. Они назвали двух режиссеров, которые им интересны, и мы уже свели их с представителями фестиваля. Дальше все зависит от их сценариев.

Пока главный успех «Роскино» — работа по продвижению фильма «Фауст» Александра Сокурова, получившего «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

— А после Лос-Анджелеса сразу — Римский кинофестиваль?

— Да, 9 ноября он откроется новым фильмом Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря». Это большая наша победа, потому что церемония открытия — это отдельная опция. С одной стороны — море пиара, все газеты мира напишут, что российский фильм откроет фестиваль в Риме. С другой — не нужно волноваться за призы, раз ты не в конкурсе. Это большой шанс для нас и большой шаг в сторону создания моды на русское кино.

Кроме чудной картины Бахтияра на фестивале покажут новые фильмы Киры Муратовой и Алексея Федорченко. Новый директор Римского кинофестиваля Марко Мюллер любит фильмы Федорченко, когда-то он брал в Венецию его дебют — фильм «Железная дорога». Его вторая картина — «Первые на Луне» — получила главный приз в секции «Горизонты», а «Овсянки» в большом конкурсе получили «Озеллу» за выдающуюся работу оператора Михаила Кричмана. Мюллер в этом смысле человек последовательный. Он любит открывать новые имена и потом внимательно следить за их развитием. И то, что он завершил свое пребывание в Венеции триумфальной победой «Фауста» Александра Сокурова, — еще одна немаловажная деталь. Он предоставил российскому кино большой шанс. И сам же теперь продолжает свою традицию, не бросает нас и в Риме.

Но пока рано говорить, что мы прорубаем окно в Европу или что в Лос-Анджелесе сейчас все будут смотреть только русское кино. Конечно, нет. Нужны годы и воля государства, как во Франции или Великобритании. Это похоже на работу над ковром. Он создается долго, кропотливо. Соединяя в центре на ткацком станке — инструменте, напоминающем арфу с натянутыми струнами, — нити с разных сторон, иногда ты и сам не знаешь, какой в итоге получится узор. Сейчас, по сути, мы занимаемся тем же самым: создаем ковер российского кино. Наша цель — создать новую картину нашего кино в мире. Чтобы все ссоры, клановые войны и нелюбовь остались внутри избы, а снаружи мы выглядели бы пусть взбалмошной и непредсказуемой, но все же семьей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру