В плену обнаженных апсар

Дорогущие древнеиндийские артефакты ждут у «Волошина»

Модель индуистского храма предстанет вашим очам с понедельника в библиотеке им. Волошина (м. «Спортивная», Новодевичий проезд, 10). Конечно, небольшие коллекции индийских древностей есть и в Эрмитаже, и в Музее Востока, и в ГМИИ им. Пушкина. Но вещей, что называется, национального значения вы там практически не найдете. А здесь в одном зале собраны 11 предметов из трех частных коллекций: артефакты куплены на аукционах за фантастические деньги и пока никак не вписаны в научный контекст, нигде прежде не выставлялись.

Дорогущие древнеиндийские артефакты ждут у «Волошина»

…Надо сказать, что «Мечта об Индии» — уже четвертая выставка авторского цикла Сергея Куприянова (ранее показывали «немузейные реликвии» Древнего Египта, Тибета/Монголии, Южной Америки), и, возможно, к концу года у «Волошина» представят древнекитайское искусство. Пока же вы входите в сказочное пространство (эффект храма достигается за счет фотографий Александры Ивановой), где — что важно — без витрин стоят на постаментах целые состояния, привезенные на пару недель из элитных подмосковных особняков...

Накануне открытия «МК» консультирует куратор выставки (кстати, известный египтолог) Виктор Солкин.

— Во-первых, чем являются эти предметы для самих индусов?

— Первая часть — объекты культа, вторая — фрагменты скульптурной декорировки стен. Зритель, словно бы паломник, попадает в мир богов, жрецов, воинов и небесных танцовщиц-апсар... Для индусов все это — священные образы (даже обнаженные апсары — как эстетический идеал женской красоты); и вот только что зал осматривал посол Индии Аджай Малхотра — охал, ахал, вспоминал, как в детстве сам ходил в храм и видел там такого же Ганешу (бога мудрости и благополучия с человеческим телом и головой слона)...

— Ганеша очень немаленький...

— Еще бы — около полуметра! Это центральный бронзовый экспонат, привезенный из Франции полгода тому назад. И ему нет аналога в отечественных музейных собраниях. Это династия Чола, рубеж XI—XII вв. Ганеша (из коллекции Кирилла Данелия) был куплен за астрономическую сумму на аукционе (за этот лот билось несколько стран, но Кирилл умудрился лот выиграть и привезти статую сюда).

— Кстати, мало кто из коллекционеров везет вещи в Россию...

— Действительно редкая ситуация, тем-то выставка и уникальна. Потому что люди (а представлены самые дорогие образчики из собраний К.Данелия, А.Голубовича и А.Ивановой) старались приобрести все лучшее, и подобные каменные и бронзовые скульптуры IX—XII веков вы в России прежде просто не могли видеть... это национальный уровень. И вывозить куда-либо из страны эти раритеты никто не планирует.

— А насколько вообще индийские вещи редки на рынке?

— Насколько знаю, более поздние памятники (то есть классическое Средневековье — XV—XVI века) встречаются достаточно часто и в музеях, и на рынке. А у нас старейший экспонат династии Гупта — это аж V век. Предельная редкость совершенно! И Гупта, и Чола...

— Сколь сложно установить подлинность этих предметов?

— Все памятники обязательно прошли серьезнейшую искусствоведческую экспертизу у крупнейших наших индологов, имеют экспертное заключение Эрмитажа, плюс есть специальные технологические методики (термолюминесцентный метод и прочие), позволяющие выявить подделку. Ну что вы, у предметов такого уровня «история» совершенно чистая. Выбиралось-то, повторяю, все лучшее...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру