Лысая вдовица

В «Стасике» сделали «пластическую операцию» классической оперетте

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру классической оперетты Франца Легара «Веселая вдова». Постановку доверили Адольфу Шапиро – мэтру драматической режиссуры, не так давно с успехом дебютировавшему в оперном жанре (в том же театре с оперой «Лючия Ди Ламермур). У публики спектакль большого восторга не вызвал, а профессионалы после просмотра обменивались сокрушенными вздохами типа: «и на старуху бывает проруха».

В «Стасике» сделали «пластическую операцию» классической оперетте
Фото: Олег Черноус/с сайта stanislavskymusic.ru

«Веселая вдова» - штучка опасная. В ней все эти чудные вальсы, польки, ритмы чардаша и прочие органичные для классических оперетт жанровые признаки, наличествуют в самом высоком качестве. Не зря эту оперетту любят академические певцы – вряд ли можно забыть великолепную Елену Образцову в роли роскошной Ганны Главари, унаследовавшей от покойного мужа состояние, составляющее бюджет ее маленькой опереточной родины. Очень красивые партии Легар написал и для других героев – графа Данило, Камилла, Валентины. Так что здесь есть, что попеть. Но вот этого как раз не случилось. Возможно, первый состав пел лучше второго, выпавшего на долю корреспондента «МК». Но если принять во внимание, что он выпал и на долю зрителей, купивших билеты, то относиться к нему стоит со всей ответственностью. Увы, исполнители главных ролей – Ирина Ващенко (Ганна), Дмитрий Зуев (Данило) не поразили блеском - ни вокальным, ни стилевым. Несколько лучше были Вета Пилипенко (Валентина) и Артем Софронов (Камилл), однако и они не произвели впечатление певцов, понимающих специфику исполнения венской опереточной классики. И только Сергей Балашов (Барон Зета) был хорош, как он бывает, практически, во всех своих ролях.

Главная беда в том, что в спектакле не только пели, но и говорили. Здесь даже недостатки вокала отодвинулись на второй план. Драматическая игра (если это можно так назвать) напоминала реалити шоу с участием разнополых «Свет из Иваново», а произносимый артистами текст, написанный самим Адольфом Шапиро, - репризы проигравшей в первом же туре команды КВН. Здесь были фразы типа: «Господа, мы в заднице». Или убившее чистотой русского языка предложение, поступившее от Камилла – «Бежимте…» К чести публики следует сказать, что она реагировала на подобный юмор ледяным молчанием. Не исключено, что остроумными были стихи Вадима Жука, но доподлинно узнать это так и не пришлось: артисты (кроме Балашова) артикулировали столь невнятно, что оценить юмор известного драматурга оказалось невозможным.

Зато юмор режиссера был налицо: опереточная страна предстала чем-то средним между ханты-мансийским автономным округом и северо-кавказской деревушкой. Первая выражена костюмами оленеводов (художник Елена Степанова), вторая – не снимаемыми шапками-пирожками, принятыми, кажется, у ингушей. Впрочем, здесь, вероятно, содержался намек на имидж членов советского политбюро – такая вот винтажная политическая сатира, оценить которую могут лишь ровесники авторов новой версии «Вдовы». И сама вдова появилась в очень эксцентричном виде – ее наклеенная лысина явно что-то означала. Например, отсыл к абсурдисткой пьесе Ионеско «Лысая певица». При чем здесь Ионеско? При том же, при чем многочисленные деревья, в том числе красные, то и дело загромождающие пространство сцены (художник Александр Шишкин), огромный, медицински достоверный, а потому довольно противный муляж человеческого сердца, разнокалиберные танцующие мужчины в красных рубашках (хореография Олега Глушкова), много снега (ханты-мансийский округ – не забывайте!). Да и абсурда было тоже очень много – прежде всего в размытости сюжета и потерянной авторской драматургии, в том числе и музыкальной.

Вопрос: нужно ли ставить классическую оперетту, если авторы постановки считают этот жанр настолько стареньким и морщинистым, что он остро нуждается в пластической операции? И уж если эту операцию решено произвести, не стоит ли доверить ее опытным пластическим хирургам, которые, как минимум, не пришьют нос к подбородку?

Бельгийская журналистка Сильвия Чиз, известная своими афоризмами, как-то высказалась: «оперетта хороша тем, что позволяет даже самому умному три часа побыть идиотом». Двусмысленное замечание…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру