Привет от «Гоголя» Волков-центру!

На 10 дней Ярославль станет театральной столицей

15 сентября 2013 в 13:16, просмотров: 2482

...Это случилось: в прославленном ярославском театре им. Волкова завершаются реставрационные работы, снимаются леса, стартует сезон и одновременно открывается XIV Волковский фестиваль, куда съезжаются (на многочисленных траках) лучшие спектакли России. Здание — как конфетка, прессу ведут на экскурсию, охи-ахи, как шутит администрация — «это наш Лас-Вегас: 158 осветительных приборов по всему периметру!». Все барельефы восстановлены, заменено больше ста окон, обновлен фасад — любо-дорого смотреть. Зрители осаждают: билетов на фестиваль нет! А почему такой ажиотаж — расскажет «МК» директор Юрий Итин.

Привет от «Гоголя» Волков-центру!
фото: ru.wikipedia.org

— Юрий Константинович, фестиваль этого года как никогда плотный и насыщенный…

— Так в этом и состояла главная задумка: мы, ни на что не претендуя, хотели самой афишей показать все самое интересное из того, что, на наш взгляд, происходит в театральной жизни России.

— Всей России — такой охват?

— Конечно! Хотя отличие фестивалей последних двух лет от предшествующих в том, что мы активно представляем именно столичные театры. Но не потому, что они столичные: просто по иным из них можно судить об интересных тенденциях в искусстве в целом. И лозунг сейчас такой: «Русская драматургия на языках мира» (которому мы, конечно, тоже следуем), но точнее было бы назвать «Традиции и новаторство». Потому что присутствуют известные классические произведения и замечательные режиссеры (скажем, Леонид Хейфец), и одновременно в афише стоят Виктор Рыжаков, Константин Богомолов.

— То же самое и по театрам

— Ну конечно: мы пригласили такие прославленные коллективы, как МХТ им. Чехова, театр Маяковского, музыкальный Станиславского и Немировича-Данченко, и тут же «Гоголь-центр», центр им. Мейерхольда! Потому что ярославцы должны увидеть реально то лучшее, что есть в стране. Фестиваль — как и сама наша жизнь — многообразен: и жесткий, и эпатажный, и мягкий — и такой и сякой. Идея проста — разнообразие форм и жанров…

— Смотрю, активно представлен и музыкальный театр.

— Дело в том, что в Ярославле нет своего театра оперы и балета, так в данном случае Волковский театр, как организатор смотра, выполняет миссию по заполнению этого огромного спроса. К нам приедет как выдающаяся певица Елена Образцова, так и хулиган Хоронько (нельзя не упомянуть режиссера Владимира Панкова и его необычный спектакль «Гоголь. Вечера. Весна»)… Поэтому самым главным было договориться с этими востребованными и дорогими художниками. Ну «дорогими» в хорошем смысле слова, ценными… очень непросто было в сроки сформировать афишу: 18 театров представлено, играем по 2–3 спектакля в день.

— Насколько знаю, есть спектакли и для самых маленьких…

— Конечно, ведь мы сотрудничаем с фестивалем «Гаврош»: и голландский театр прислал свой спектакль без слов «Зеленый сад» для грудничков… Еще покажем лучшие работы региональных театров (Кировского ТЮЗа «Театр на Спасской», Лакского музтеатра из Махачкалы и Челябинского театра кукол), получившие единственную в России правительственную премию имени Федора Волкова.

— Если б вы знали, как здорово услышать от представителя регионального театра такую заинтересованность в модных столичных течениях… ведь даже в Москве иной раз «гоголь-центры» воспринимаются в штыки. А Ярославль сразу берет на вооружение. Это ценно.

— Ну а как иначе? Рыжаков, Богомолов, Серебренников — все будут у нас! Это же так интересно для театральной общественности. Ведь фестиваль — это не только спектакли, но и творческие встречи, мастер-классы, круглые столы, выпуск своего журнала. Плюс целый цикл лекций от Центра Дадамяна.

— Это все лишний раз говорит о том, что публика вполне себе подготовленная…

— А как может быть иначе? Выбором спектаклей мы не претендуем на истину, критерий один — это должно быть талантливо и интересно. А форма пусть будет какой угодно — традиционная, классическая (78-летний Хейфец с 86-летним Байковским) или «Митина любовь» совершенно юного режиссера Владислава Наставшева. И открываемся мы не просто театром-студией Олега Табакова, что тоже само по себе здорово, но спектаклем по пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря», а Розов-то родился в Ярославле! У меня в этом смысле был свой подход…

— Билеты хорошо распродаются?

— А их нет уже. Ни одного. Сейчас самая большая проблема — как-то разрулить просьбы жаждущих. Хотя зал ярославского театра больше зала МХТ и даже Малого театра (а город с 400-тысячным населением).

— Ну вон, я смотрю, некоторые спектакли начинаются в 21.30 — это говорит о развитой театральной традиции…

— А дело в том, что за последние два года мы открыли еще две сцены помимо основной — на 100 и 180 мест. Там идут спектакли очень жесткие, так и пишем «18+»: например, «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Дороты Масловской — там и ненормативная лексика, и чего только нет. И вот открываем четвертую, «нижнюю» сцену на 52 места. Вот сколько у нас экспериментальных площадок, и каждая создана под свой жанр и свою сценографию! Понятно же, что основной зал, построенный в имперском стиле, ограничивает современных режиссеров.

— И под занавес феста вы даете собственную премьеру?

— Да, очень интересный проект на 1 час 40 минут — «Орфей и Эвридика», делают Ирина Ляховская и Руслан Кудашов. Это пластическая драма без слов по мотивам античного мифа, там занята только наша молодежь: 32 артиста не старше 30 лет. Очень честный спектакль с текстами Бродского… Так что закончится XIV фестиваль и начнется 264-й сезон в Волковском театре. Обязательно приезжайте!



Партнеры