Отрицание отрицания

За особое мнение по истории Великой Отечественной войны можно будет уголовно пострадать

тестовый баннер под заглавное изображение

Вчера генпрокурор Юрий Чайка поддержал инициативу Сергея Шойгу установить уголовную ответственность за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне. “Отрицание роли советского народа в победе в Великой Отечественной войне — это как минимум нарушение нравственности и морали. Я не исключаю, что при определенных условиях может быть предусмотрена и уголовная ответственность за такие вещи”, — заявил генпрокурор.

Отрицать победу советского народа в Отечественной войне — глупо и бессмысленно. Потому что ни один человек в здравом уме не сможет отрицать знамени Победы над рейхстагом. Даже наши “доброжелатели” из Восточной Европы не отрицают этого факта. Другое дело, какой знак они ставят рядом с нашей Победой. Разве что совсем девственные в истории люди могут гадать, кто там выиграл в войне и кто с кем вообще воевал. Но это вопрос образованности. Зачем нужны для подтверждения этого факта уголовные преследования и как их применять? Не станут ли они предлогом для “охоты на ведьм”? Историческая наука — а речь-то идет об истории — не может существовать без дискуссий. Пусть даже в ходе их высказываются и бредовые подчас мысли.

Но не будем спешить винить в закручивании гаек наши власти. Пример им есть с кого брать. Подобного рода запретительные законы действуют в ряде стран. Например, за отрицание Холокоста можно попасть под уголовное преследование в более чем десятке демократических государств (Австрия, Бельгия, Чехия, Франция, Германия, Израиль, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Польша, Португалия, Румыния и Швейцария). Правда, в некоторых странах (к примеру, в Испании в 2007 г.) отрицание Холокоста было выведено из числа уголовно преследуемых преступлений. В Великобритании нет уголовного преследования за отрицание Холокоста, что не помешало британскому историку-ревизионисту Дэвиду Ирвингу попасть за решетку. Он был арестован в Австрии: британец обвинялся в том, что за 16 лет до того, выступая с двумя докладами в Австрии, он отрицал наличие газовых камер в концлагере Освенцим и фашистские погромы во время “хрустальной ночи” в 1938 году. Историку дали в 2006 г. три года лишения свободы, но он был досрочно выпущен из австрийской тюрьмы.

Закрыть уголовным преследованием дорогу сомнениям и дискуссиям на историческую тему предлагали не только в связи с Холокостом. Так, за отрицание голодомора предлагал ввести уголовную ответственность президент Украины Ющенко. А в марте прошлого года сейм Латвии отклонил предложение правой партии “Отечеству и свободе”, в котором предлагалось ввести в уголовный закон ответственность за отрицание “коммунистической оккупации Латвии”. Предлагалось за такое “нарушение” карать годом тюрьмы или штрафом в размере 60 минимальных зарплат. В 2006 году нижняя палата парламента Франции приняла в первом чтении проект закона, который предусматривает возможность уголовного преследования за отрицание геноцида армян в годы Первой мировой войны в Османской империи. Этот законопроект вызвал сопротивление не только в Турции, но и в европейских странах (глава финского МИДа даже назвал этот документ “глупым”). К слову, в Турции тоже за “историческое” инакомыслие можно было пострадать — до 3 лет тюрьмы за неподобающие высказывания в связи с геноцидом армян. В январе там было начато расследование на основе обращения в прокуратуру Анкары группы граждан, обвинивших организаторов кампании с призывом публично извиниться за геноцид армян в Османской империи, в “оскорблении турецкой нации” и потребовавших их привлечения к уголовной ответственности на основе 301-й статьи УК Турции.

Владимир КАРПОВ, писатель-фронтовик, Герой Советского Союза:

— Положительно. Правильно, за такое подлое отношение к великой войне надо наказывать.

Владимир ВОЙНОВИЧ, писатель, автор легендарных приключений солдата Чонкина:

— Бред сивой кобылы. Да, в Германии отрицать Холокост — наказуемое деяние, и то я не знаю, как это с правовой точки зрения возможно. Но там речь идет о конкретной гибели миллионов людей. А когда мы говорим о Победе, тут преступления нет и быть не может. Историки ведут свои споры, но это другое дело. Потом, кто у нас может отрицать факт Победы? Чем мы от нее дальше, тем больше становится выспренних слов. Чтобы отвлечь людей от сегодняшних дел, надо больше говорить о Победе. Помнить ее нужно, но не использовать в демагогических и политических целях.

Александр ПРОХАНОВ, писатель, главный редактор газеты “Завтра”:

— У Шойгу одна задача — сделать так, чтобы ветераны ВОВ не горели в гнилых бараках. Предлагать такие инициативы — не дело Шойгу. У него невпроворот других дел, чтобы он вклинивался в идеологические основы России. Евреи, которые установили уголовное наказание за отрицание Холокоста, неправы. Нельзя запрещать исследовать и сомневаться в какой бы то ни было проблеме. Уподобляться евреям нам не с руки.

Я полагаю, что сомневаться в истинности русской Победы — свинство. Нужно очень не любить страну, армию и русскую историю. Сомнения в Победе будут продиктованы политическими, а не мировоззренческими установками. За это нельзя карать. Сегодня на нашу Победу бросает тень сама российская власть. Каждый год 9 Мая несчастных ветеранов провозят в грузовиках и выпускают бутафорских солдатиков в касках и плащ-палатках. Вместо того чтобы, как это было в СССР, в этот день по Красной площади прошли новые танки “Т-92”, которых в армии нет, над площадью пролетели истребители 5-го поколения, которых в армии нет, прошли солдаты прекрасной Российской армии…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру