Педагогическая поэма

Марианна Кокунова, министр образования Московской области: «За 5 лет число приемных семей в регионе выросло с 5 до 2500»

Говорят, о степени развития общества можно судить по тому, как оно относится к своим детям. Взять, к примеру, школу. За несколько последних лет она неузнаваемо изменилась. Канули в Лету тетрадки в косую линейку и прописи. Теперь на партах учеников лежат планшетники и ноутбуки, в классах — электронные доски и 3D-проекторы. Изменилась и школьная программа: задачка про пешехода, который идет из пункта А в пункт Б, стала уже неактуальна. Теперь юные школяры, начиная с первого класса, занимаются научно-исследовательской работой. Но реформа школьного образования — это только один из аспектов детской темы. Поэтому разговор с министром образования Московской области Марианной КОКУНОВОЙ начался с обсуждения самого обычного житейского вопроса: как устроить ребенка в детский сад? Ведь именно такие бытовые проблемы существенно влияют на комфорт и качество жизни каждого из нас.

Марианна Кокунова, министр образования Московской области: «За 5 лет число приемных семей в регионе выросло с 5 до 2500»

— К сожалению, проблема нехватки детских садов стоит очень остро в Подмосковье. Места в детских дошкольных учреждениях на сегодняшний день ждут более 214 690 детей в возрасте от нуля до семи лет — это самая большая очередь в России. Из них деток от трех до семи лет, которым, по распоряжению президента, мы обязаны предоставить места в детских садах не позднее 1 января 2016 года, — 48 042.

— Как правительство Московской области собирается решать эту задачу?

— Во-первых, в области идет интенсивное строительство детских садов. Сейчас уже запроектировано 174 дошкольных учреждения в 72 муниципальных образованиях, из них 85 будет введено в эксплуатацию уже в этом году.

— На какое количество детей они рассчитаны?

— На 25 546 человек. В прошлом году мы открыли в дошкольных образовательных учреждениях 20 256 мест (по плану — 19 851 мест). Это сделано за счет всех источников: новое строительство, возврат зданий, которые изначально принадлежали детским садам, потом в годы перестройки были переданы другим организациям, а теперь мы их опять вернули и оборудовали под дошкольные учреждения, более рационального использования помещений. Эти резервы, увы, не бесконечны, но все-таки мы надеемся получить еще более 8 тысяч дополнительных мест и в этом году тоже.

— То есть там, где были группы по 20 человек, теперь стали по 30?

— Нет, речь совсем о другом. Происходит тщательная инвентаризация помещений, и там, где можно создать дополнительные группы, это делается, разумеется, с соблюдением санитарных норм и правил.

Большой резерв — государственно-частное партнерство. Одно из основных направлений, реализуемых в нашей области, — так называемый проект «билдинг-сада». Открываются детские сады на первых этажах жилых домов. Там оборудуются спальни, игровые комнаты, а вот вместо пищеблока — буфет, где можно еду для малышей разогревать. Готовят ее в соседнем детсаду.

Еще в области сейчас широко внедряются такие новые для нас формы дошкольного воспитания, как группы неполного пребывания или семейные группы — это когда мама, воспитывающая своих детей, после специальной подготовки и аттестации берет еще несколько малышей из других семей.

— Но ведь это, наверное, не государственные, а частные детские сады? По карману ли они обычной семье?

— Правительство Московской области приняло решение доплачивать за каждого ребенка, посещающего частный детский сад, 20 тыс. рублей в месяц, в том случае, если нет другой возможности устроить его в муниципальное дошкольное учреждение. Это касается в первую очередь детей 4—5 лет, которых необходимо подготовить к школе. В этом случае плата за частный сад для родителей остается на уровне муниципальной. Мера эта вынужденная, но зато нам удалось сократить очередь: эти дети из очереди исключаются.

Первый детский сад по губернаторской программе в этом году был открыт 1 июня в Подольске. До конца года будут открыты еще 84.

— Но кардинально решить вопрос очередей в дошкольные учреждения можно будет, наверное, только с помощью интенсивного строительства новых детских садов?

— Верно, кстати, сейчас Московская область занимает по темпам строительства 2-е место в России после Дагестана.

— Планы у вас колоссальные, но где гарантии, что все они сбудутся? Деньги под такое масштабное строительство у области есть?

— Безусловно, финансовая сторона вопроса очень тщательно прорабатывалась. Выделено всего почти 19 млрд рублей: 9 млрд — из областного бюджета, 8 млрд на условиях софинансирования предоставляют муниципалитеты, и еще регион получит федеральную субсидию в размере 1 млрд 729 млн рублей.

— Где вы возьмете столько воспитателей для новых детских садиков?

— Действительно, потребность в педагогах по дошкольному воспитанию и в воспитателях будет с каждым годом расти. Но у нас в области работают 5 педагогических колледжей и 3 высших учебных заведения. Судя по тому, что там сейчас конкурс по 3—5 человек на место, к профессии дошкольного педагога возвращается былой престиж.

— А деньги?

— И деньги тоже. В прошлом году мы подняли ставки воспитателям и педагогам, работающим в детских садах, — теперь они получают почти 30 000 рублей, и это соответствует среднему уровню зарплаты в сфере образования. Кстати, уже ощутили результат: многие воспитатели, которые раньше ездили на работу в Москву, теперь возвращаются работать в детские сады по месту жительства.

— Теперь в Подмосковье можно еще и записать ребенка в детский садик по Интернету…

— С 1 июля 2013 года заработала Единая информационная система, которая ведет учет всех детей, стоящих в очереди на получение места в дошкольном учреждении. Во-первых, мы с ее помощью ликвидировали возможность двойных записей. Раньше родители, прописанные в разных муниципальных образованиях, могли поставить ребенка на очередь и там, и там. Сейчас такая «задвоенность» исключена. Во-вторых, самим родителям стало намного удобнее: не нужно стоять в очереди в муниципальном органе управления образования, чтобы подать документы, — заявку теперь можно подать через Интернет, к тому же они могут хоть каждый день следить в онлайн-режиме за тем, как продвигается их очередь. Все прозрачно, открыто. В-третьих, это очень хорошая аналитическая база для муниципалитетов: наглядно видно, где возникает потребность в садиках и школах, когда нужно строить — уже сейчас или через год-два.

— Школ в Подмосковье тоже не хватает?

— Пока так остро, как с детскими садами, проблема еще не стоит. Сейчас в среднем по области во вторую смену учится только 11 процентов школьников. Но в отдельных муниципалитетах этот процент составляет уже 25—30, в основном речь идет о крупных городах рядом с Москвой, где в последние годы шло интенсивное жилищное строительство, а социальная инфраструктура не возводилась. Больше такой порочный подход практиковаться не будет: во всех новых микрорайонах одновременно с жильем будет строиться вся необходимая социальная инфраструктура.

— На днях Московская областная дума приняла поправки в Закон «Об образовании». Как это отразится на школьниках? Многие родители и учителя не в восторге от этих бесконечных реформ...

— Без реформ невозможно. Вся наша жизнь стремительно меняется, особенно в последние годы. И дети, которые сейчас учатся в школе, должны уметь не только приспосабливаться к этим переменам, но жить с ними в ногу — для этого необходимо постоянно учиться. Значит, нужно уметь самостоятельно овладевать знаниями. Но как это делать, должны их научить мы еще в школе, а может, даже в детском саду. Поэтому образовательный стандарт поменялся. Раньше мы давали школьнику определенный набор знаний и навыков. Сейчас в основе образовательных стандартов лежит системно-деятельный подход. То есть мы учим ребенка добывать новую информацию, использовать ее, компилировать, заниматься исследовательской деятельностью. Во главе угла — развитие ребенка.

— Вы хотите воспитывать нобелевских лауреатов, а кто же в пекари пойдет? Я слышала, в области острый дефицит квалифицированных рабочих кадров.

— Есть такая проблема, но ее причина не в том, что мы хотим воспитывать гениев, а в том, что старая система профессионального образования была в 90-е годы сломана, а новая рождается с трудом. Престиж рабочих профессий потерян. Но профтехобразование не умрет, я в этом уверена. Потому что для ребенка из неблагополучной семьи это самый доступный социальный лифт. Он получает профессию, хорошую стипендию и одновременно возможность продолжать свое образование дальше: очень многие наши колледжи имеют договора о сотрудничестве с главными вузами столицы.

— Неужели на студенческую стипендию можно прожить — это же сущие копейки?

— Все студенты, обучающиеся успешно в учреждениях начального и среднего профессионального образования Московской области, получают академическую стипендию от 530 до 1440 рублей в зависимости от успеваемости. Малообеспеченные учащиеся — еще и социальную стипендию в размере 795 рублей, плюс материальную помощь до 4 000 рублей. Кроме этого, губернаторские стипендиаты (это наши одаренные дети, победители олимпиад, конкурсов) получают 27 000 рублей в год, а это уже очень даже хорошие деньги — на уровне средней подмосковной зарплаты.

— Но ведь не хлебом единым жив человек. Вы сами сказали, что престиж рабочих профессий утерян. Как его можно вернуть?

— Мы проводим ежегодно конкурсы профессионального мастерства среди учащихся различных профессиональных учебных заведений. Ребята охотно в них участвуют и на региональном уровне, и на всероссийском. Например, на первом национальном чемпионате, проходившем в г. Тольятти в 2013 году, представитель Московской области Корнеенков Александр, студент автомобильно-дорожного колледжа, занял 1-е место по компетенции «Покраска автомобилей». Андрей вошел в состав национальной сборной и летом этого года принимал участие в мировом первенстве в Германии, где соревновался с представителями 65 стран. Есть и другие областные призеры на всероссийских соревнованиях, занявшие вторые и третьи места среди пекарей-кондитеров, парикмахеров…

— Вернемся к школьным проблемам: как Московская область сдала ЕГЭ?

— Однозначно лучше, чем в прошлом году. Процент тех, кто не справился с заданием, тоже ниже, чем в среднем по России. На каком месте мы стоим по результатам в целом, сказать пока не могу, потому что еще не опубликованы результаты по всем регионам.

— Насколько достоверны эти результаты? Какой контроль был за учащимися?

— У нас в области 260 пунктов сдачи тестов по ЕГЭ — к сожалению, еще далеко не все они оборудованы системами видеонаблюдения и глушителями мобильных телефонов. Но 169 млн руб. уже выделено на эти цели из федерального бюджета, и на следующий год мы уже установим это оборудование.

— Значит ли это, что дети могли списывать и скачивать ответы из Интернета через мобильники?

— Нет, у нас очень хорошо развита система общественных наблюдателей, куда входят родители из других классов, представители муниципальных предприятий, муниципалитетов, педагоги из других учебных заведений. Причем все люди предварительно прошли обучение, знали, как нужно работать во время сдачи тестов по ЕГЭ. Кстати, хочу отметить три школы, у которых по области самые высокие результаты: физико-математический лицей Сергиева Посада, лицей №5 города Долгопрудного и лицей №17 в городе Химки. У них средний балл по русскому и математике 75—80 — ребята просто молодцы!

— До нового учебного года осталось чуть больше месяца, наверное, в школах сейчас самый разгар ремонта?

— Да, на подготовку выделено 1 млрд 300 млн рублей. Деньги пойдут на ремонт кровли, инженерных коммуникаций. Но в первую очередь — на установку ограждений в школах, что требуется ради безопасности детей. В области 1500 школ, и 133 из них не имеют ограждений на своих территориях.

— А на оборудование классов, на те же гаджеты в виде ноутбуков и планшетников, деньги выделяете или школы сами ищут спонсоров?

— На наш взгляд, просто брать и всех оделять деньгами или дорогой техникой нецелесообразно. Школы представляют свои инновационные проекты, защищают их, мы отбираем лучшие и выделяем деньги на реализацию этих программ. Например, 72 школы области получили в этом году по миллиону рублей каждая на инновационное оборудование — приобретение интерактивных досок, 3D-студий, где ребята смогут монтировать свои научные видеофильмы; некоторые решили приобрести оборудование для театральных и музыкальных коллективов. Школьные столовые тоже представили свои проекты по улучшению питания школьников, лучшим мы помогли с приобретением кухонной техники.

— Раз мы говорим сегодня об отношении общества к детям, нельзя обойти проблему социального сиротства…

— Да, и это очень больной вопрос. Политика правительства области и лично врио губернатора Подмосковья Андрея Воробьева направлена на то, чтобы количество приемных семей увеличивалось.

— Много ли сирот уже устроено в семьи?

— На самом деле 82% детей, оставшихся без попечения биологических родителей, нашли уже новых родителей или опекунов. Но в основном это дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем. Найти приемных родителей для детей с ДЦП, туберкулезом или ВИЧ-инфицированных — безусловно, сложнее. Тут нужны особые навыки, терпение и, конечно, беспредельная доброта.

— Как вы находите таких людей?

— Лучше я расскажу, какую помощь область оказывает приемным родителям, которые берут на воспитание ребенка-инвалида, и вы делайте выводы. С 1 января каждый из обоих родителей получает пособие в размере 25 000 рублей. Кроме этого, мы сейчас строим первую социальную деревню, где будут жить 18—20 таких семей. У каждой семьи будет отдельный дом, там же мы построим детский сад, школу, поликлинику и центр сопровождения, где родители смогут получить консультации всех необходимых специалистов. Планируем, что в сентябре 2014 года поселок будет сдан в эксплуатацию, и там уже появятся первые новоселы.

— Наверное, есть уже кандидаты? Кому будете отдавать предпочтение?

— Да, в Подмосковье есть семьи, которые воспитывают по семь и более приемных детей. Но в детской деревне поселятся именно те, кто взял на воспитание ребенка-инвалида. Мы проводим регулярно встречи, форумы приемных родителей и видим, что такие самоотверженные люди в нашей области есть. На этих встречах все очень активно общаются, обмениваются опытом; и дети, и родители потом очень дружат и помогают друг другу. Хочу отметить, что всего за пять лет число приемных семей в регионе выросло с пяти до более чем двух с половиной тысяч, в них обрели любовь и заботу более 3400 детей.

— Большая часть вашей профессиональной жизни прошла в школе, не скучаете сейчас по детям?

— Очень! Мой педагогический стаж 20 лет, такое не забудешь: преподавала математику, была директором школы, руководила управлением образования в городе Электростали. Но сейчас тоже очень интересная работа, только масштабы другие и задачи. И, конечно, ответственность.

Врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев, первый заместитель председателя правительства Лидия Антонова и министр образования Марианна Кокунова на балу выпускников (2013 г.)

— С кем интереснее и проще работать: с детьми или со взрослыми?

— С детьми — без сомнения. Ребенок всегда чувствует, когда к нему относятся с любовью, всем сердцем, и будет отвечать такой же любовью и пониманием. Недавно встретила свою бывшую выпускницу: тоже работает в школе — уже пять лет, глаза горят, рассказывает про учеников с увлечением… Я думаю, педагоги, долго работающие в школе, потому так молодо выглядят, что все время находятся с детьми: это продлевает их собственную молодость и жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру