Действительно, в последнее время большинству госкорпораций уделяется особое внимание. Яркими примерами тому могут служить ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). В прошлом году в обоих корпорациях фактически сменился Совет директоров. Очевидно, этот факт должен был простимулировать развитие обеих компаний, положить конец внутриотраслевым дрязгам и скандалам, бушевавшим в 2010 году. Однако на поверку оказывается, что далеко не у всех представителей нового руководства госкорпораций получается развивать вверенные им компании.
Примечательно, что в качестве независимого директора и в ОЗК, и в ОАК в прошлом году оказался Сергей Алексашенко, получивший неоднозначную известность еще во времена дефолта 1998 года, когда он занимал пост первого зампреда Центробанка.
Объединенная зерновая компания, созданная в 2009 году, по замыслу чиновников, должна была стать крупнейшим игроком на зерновом рынке, причем не только внутри страны, но и как ведущий экспортер. Именно поэтому еще при создании компании ей были переданы фактически все самые ценные инфраструктурные объекты отрасли — почти все элеваторные и портовые мощности. На сегодняшний день активы корпорации оцениваются в 2 млрд долл. Развитие ОЗК изначально пошло вразрез с намеченным сценарием: уже в 2010 году ОЗК оказалась в центре скандала, связанного с плохой сохранностью зерна, а в начале 2011 года сотрудники компании даже подозревались, по данным СМИ, в незаконном ввозе сои из-за рубежа, то есть, по сути, в контрабанде.
Итогом бушевавших в ОЗК скандалов стало избрание Сергея Алексашенко на должность председателя Совета директоров.
По информации участников рынка, Алексашенко должен был стать компромиссной фигурой, которой бы удалось погасить конфликты и продолжить развитие ОЗК по первоначальному плану.
Интересно заметить, что многих представителей отрасли выбор столь неоднозначной фигуры на должность председателя Совета директоров удивил и озадачил. «Меня удивило, что в ОЗК назначен человек, с одной стороны, не имеющий отношения к отрасли, с другой стороны, вроде даже в какой-то мере оппозиционер», — рассуждает эксперт группы Reland-group.
В частности, к 2017 году ОЗК должна реализовать целый ряд проектов, которые бы сделали ее привлекательной для инвесторов. А уже к 2013 году — закончить работу над 27 инфраструктурными проектами. Однако известный громкими заявлениями в прессе Сергей Алексашенко успехами ОЗК вряд ли может похвастаться. В частности, по итогам 2011 году ОЗК заняла 11% доли рынка экспорта зерна.
Это самый высокий показатель в отрасли, однако, учитывая, что компания является собственником всей ключевой инфраструктуры и чуть ли не госмонополистом, очевидно, что положительной динамикой такое развитие нельзя назвать даже с большой натяжкой. За прошедший год ничего не было заметно и в отношении развития элеваторных мощностей, проблема нехватки которых уже не первый год остро стоит на российском зерновом рынке.
Другой вверенный Сергею Алексашенко государственный актив — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) формально так же, как и ОЗК, имеет все предпосылки к тому, чтобы быть флагманом отечественной авиаиндустрии. Интересно заметить, что в Совет директоров ОАК Сергей Алексашенко пришел фактически в то же время, когда и в ОЗК — в июне 2011 года, после увольнения директора компании Алексея Федорова. Власти возлагали большие надежды на назначенца. Заметим, что с августа 2011 года Алексашенко также стал председателем комитета по аудиту ОАК.
Однако уже в сентябре 2011 года ОАК оказалась в центре очень неприятной истории. Представители Минобороны и ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса вынуждены были констатировать, что не могут выполнить гособоронзаказ, несмотря на все поручения премьер-министра Владимира Путина, Причиной тому, по данным газеты «Труд», послужило незаключение контрактов с ОАК. Отметим, что речь шла об очень значительной сделке, предполагавшей поставку 24 корабельных истребителей «МиГ 29К» и 65 учебно-тренировочных самолетов «Як 130» общей стоимостью 3 млрд долларов. До сих пор не все ладно и с производством ближнемагистральных пассажирских самолетов Surhoi Superjet 100 (SSJ). Выполнить в полном объеме заказы авиакомпаний на поставку этого воздушного судна ОАК пока так и не удалось, не говоря уже о том, что в СМИ периодически появляется информация, что SSJ все еще нуждается в доработке.
Между тем за почти что год пребывания в руководстве обоих компаний, в одной из которых Сергей Алексашенко и вовсе занимает ключевую руководящую позицию, он ни разу не высказался относительно положения дел во вверенных ему государственных активах. Конечно, куда красноречивее слов говорит положение дел в этих компаниях. Но, к сожалению, несмотря на то что и ОЗК, и ОАК имеют все шансы быть драйверами агропромышленного и авиастроительного комплексов, соответственно, пока этого так и не происходит.
При этом не стоит забывать, что в обе компании Сергей Алексашенко пришел аккурат накануне их будущей приватизации, а существенное наращивание капитализации столь привлекательных госактивов, на которое власти очень надеялись, так и не последовало.
Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика».