На трех стульях

Не все госкорпорации стали флагманами в своих отраслях

Развитие госкорпораций, повышение их инвестиционной привлекательности и, по сути, превращение каждой из них во флагман развития своей отрасли на сегодняшний день является одним из ключевых направлений развития государственной экономической политики. Отметим, что развитию госкорпораций также особое внимание уделил и избранный президент страны Владимир Путин в своей предвыборной экономической статье.

Не все госкорпорации стали флагманами в своих отраслях

Действительно, в последнее время большинству госкорпораций уделяется особое внимание. Яркими примерами тому могут служить ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). В прошлом году в обоих корпорациях фактически сменился Совет директоров. Очевидно, этот факт должен был простимулировать развитие обеих компаний, положить конец внутриотраслевым дрязгам и скандалам, бушевавшим в 2010 году. Однако на поверку оказывается, что далеко не у всех представителей нового руководства госкорпораций получается развивать вверенные им компании.

Примечательно, что в качестве независимого директора и в ОЗК, и в ОАК в прошлом году оказался Сергей Алексашенко, получивший неоднозначную известность еще во времена дефолта 1998 года, когда он занимал пост первого зампреда Центробанка.

Объединенная зерновая компания, созданная в 2009 году, по замыслу чиновников, должна была стать крупнейшим игроком на зерновом рынке, причем не только внутри страны, но и как ведущий экспортер. Именно поэтому еще при создании компании ей были переданы фактически все самые ценные инфраструктурные объекты отрасли — почти все элеваторные и портовые мощности. На сегодняшний день активы корпорации оцениваются в 2 млрд долл. Развитие ОЗК изначально пошло вразрез с намеченным сценарием: уже в 2010 году ОЗК оказалась в центре скандала, связанного с плохой сохранностью зерна, а в начале 2011 года сотрудники компании даже подозревались, по данным СМИ, в незаконном ввозе сои из-за рубежа, то есть, по сути, в контрабанде.

Итогом бушевавших в ОЗК скандалов стало избрание Сергея Алексашенко на должность председателя Совета директоров.

По информации участников рынка, Алексашенко должен был стать компромиссной фигурой, которой бы удалось погасить конфликты и продолжить развитие ОЗК по первоначальному плану.

Интересно заметить, что многих представителей отрасли выбор столь неоднозначной фигуры на должность председателя Совета директоров удивил и озадачил. «Меня удивило, что в ОЗК назначен человек, с одной стороны, не имеющий отношения к отрасли, с другой стороны, вроде даже в какой-то мере оппозиционер», — рассуждает эксперт группы Reland-group.

В частности, к 2017 году ОЗК должна реализовать целый ряд проектов, которые бы сделали ее привлекательной для инвесторов. А уже к 2013 году — закончить работу над 27 инфраструктурными проектами. Однако известный громкими заявлениями в прессе Сергей Алексашенко успехами ОЗК вряд ли может похвастаться. В частности, по итогам 2011 году ОЗК заняла 11% доли рынка экспорта зерна.

Это самый высокий показатель в отрасли, однако, учитывая, что компания является собственником всей ключевой инфраструктуры и чуть ли не госмонополистом, очевидно, что положительной динамикой такое развитие нельзя назвать даже с большой натяжкой. За прошедший год ничего не было заметно и в отношении развития элеваторных мощностей, проблема нехватки которых уже не первый год остро стоит на российском зерновом рынке.

Другой вверенный Сергею Алексашенко государственный актив — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) формально так же, как и ОЗК, имеет все предпосылки к тому, чтобы быть флагманом отечественной авиаиндустрии. Интересно заметить, что в Совет директоров ОАК Сергей Алексашенко пришел фактически в то же время, когда и в ОЗК — в июне 2011 года, после увольнения директора компании Алексея Федорова. Власти возлагали большие надежды на назначенца. Заметим, что с августа 2011 года Алексашенко также стал председателем комитета по аудиту ОАК.

Однако уже в сентябре 2011 года ОАК оказалась в центре очень неприятной истории. Представители Минобороны и ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса вынуждены были констатировать, что не могут выполнить гособоронзаказ, несмотря на все поручения премьер-министра Владимира Путина, Причиной тому, по данным газеты «Труд», послужило незаключение контрактов с ОАК. Отметим, что речь шла об очень значительной сделке, предполагавшей поставку 24 корабельных истребителей «МиГ 29К» и 65 учебно-тренировочных самолетов «Як 130» общей стоимостью 3 млрд долларов. До сих пор не все ладно и с производством ближнемагистральных пассажирских самолетов Surhoi Superjet 100 (SSJ). Выполнить в полном объеме заказы авиакомпаний на поставку этого воздушного судна ОАК пока так и не удалось, не говоря уже о том, что в СМИ периодически появляется информация, что SSJ все еще нуждается в доработке.

Между тем за почти что год пребывания в руководстве обоих компаний, в одной из которых Сергей Алексашенко и вовсе занимает ключевую руководящую позицию, он ни разу не высказался относительно положения дел во вверенных ему государственных активах. Конечно, куда красноречивее слов говорит положение дел в этих компаниях. Но, к сожалению, несмотря на то что и ОЗК, и ОАК имеют все шансы быть драйверами агропромышленного и авиастроительного комплексов, соответственно, пока этого так и не происходит.

При этом не стоит забывать, что в обе компании Сергей Алексашенко пришел аккурат накануне их будущей приватизации, а существенное наращивание капитализации столь привлекательных госактивов, на которое власти очень надеялись, так и не последовало.

Михаил Тульский, президент исследовательского центра «Политическая аналитика».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру