Профсоюзы, займитесь своим делом!

Почему спортивные объекты используются не по назначению?

Еще не так давно казалось, что малиновые пиджаки, распальцовка и прочие атрибуты 90-х, среди которых, безусловно, нельзя не упомянуть частные сауны с девочками и элитные коттеджи на государственных спортивных базах, остались все в том же прошлом веке. Увы, это не так — только ленивый сегодня не обсуждает ситуацию с олимпийским учебно-спортивным центром «Планерное» в Химках, принадлежащим Федерации независимых профсоюзов России. Плачевно состояние профильных спортивных сооружений: лыжники вынуждены ютиться в крохотных раздевалках с прогнившими оконными рамами, помнящими если не Брежнева, то уж Горбачева — точно. По всему центру обильно разбросаны объекты долгостроя, брошенные в самом душераздирающем виде. Зато на землях базы можно наблюдать многочисленные особняки, явно не имеющие отношения ни к спорту, ни к профсоюзам. А территория центра с 1997 года парадоксальным образом, известным, вероятно, Михаилу Шмакову (лидер ФНПР), сократилась на 6 гектаров, которые ушли вроде как под жилищную застройку! Как говорится, ловкость рук — и никакого мошенничества.

Почему спортивные объекты используются не по назначению?

По адресу этого олимпийского объекта по документам зарегистрировано семь коммерческих организаций. Среди них два частных охранных предприятия (вероятно, спортсменов нужно охранять, словно золотой запас Российской Федерации), издательство, компания по ремонту снегоходов. Вольготно там расположилась и пресловутая гостиница с сауной (неужели привет из 90-х?).

Какое отношение все это «хозяйство» имеет к спорту и прежде всего олимпийскому движению, сказать трудно. Ясно одно — ФНПР Михаила Шмакова свято уверена в своем неограниченном праве распоряжаться с доставшейся ей бесплатно собственностью. Между тем это далеко не так — многочисленные арбитражные процессы с участием ФНПР доказывают: объекты, переданные когда-то от ВЦСПС (советских профсоюзов) своему правопреемнику — Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР, а затем переписанные на ФНПР и, в свою очередь, отданные региональным профсоюзным организациям — не рассматриваются как собственность независимых профсоюзов. Суд считает, что, сколько бы передач имущества от одной организации другой ни было, право собственности на оное имущество не возникает, а значит, оно является государственной собственностью.

Конечно, ситуация с «Планерной» возмущает, но не стоит думать, что этот случай — единичный. Вспомним сюжет полуторагодовалой давности, когда занимавший пост президента России Дмитрий Медведев возмущенно потребовал передать все профсоюзные спортивные объекты в ведение спортивных федераций. «Ни для кого не секрет, что большинство из них используются не по назначению. А те, которые все-таки остались, деградируют просто на глазах… Когда-то деньги на строительство этих спортивных объектов сдавал весь советский народ. И принадлежать они должны народу, а не небольшой группе руководителей, которые и оказались-то во главе профсоюзов в силу довольно случайного стечения обстоятельств», — заявил Дмитрий Анатольевич в Казани летом 2011 года.

Распоряжение президента выполнено так и не было. Более того, ФНПР под свое несогласие с требованием президента подвело откровенно хамскую форму, неуклюже попытавшись подвести под него целую идеологическую базу. В специальном заявлении, вышедшем через два дня после вышеупомянутого призыва Дмитрия Медведева, ернически сообщалось, что мы, мол, все вернем, но только после пересмотров итогов приватизации. Пикантности ситуации добавляет и то, что Дмитрий Медведев сегодня — лидер партии «Единая Россия», а ФНПР Шмакова — партнер этой организации, имеющий специальное соглашение с единороссами. Впрочем, дружба дружбой, а денежки — врозь. Как только заходит разговор о собственности, профсоюзы становятся жесткими, словно проходили соответствующие курсы в Чикаго 30-х годов прошлого века.

И если в Москве приличия хоть как-то стараются соблюдать, то вдалеке от федерального ока ситуация с профсоюзной собственностью выглядит еще плачевнее. Питерские журналисты неоднократно отмечали, что Ленинградская федерация профсоюзов за 20 лет ухитрилась лишиться значительной части вверенного ей имущества. Самые лакомые куски пропадали посредством бесконечных реорганизаций ЗАО и ООО, по итогам которых владельцем профсоюзного имущества оказывалась какая-нибудь фирма, зарегистрированная на Кипре. Так было, к примеру, с профсоюзным санаторием «Сестрорецкий курорт», чудесным образом после нескольких манипуляций с реорганизациями и допэмиссиями выведенным с баланса ЛФП вместе с землей, на которой находился.

В той же Ленинградской области, как сообщают представители «Клуба содружества спортсменов Санкт-Петербурга», из 17 гребных баз, которые были на балансе ФНПР, осталось всего три. В Волгоградской области профсоюзы лишились катка Дворца спорта, бассейна «Спартак» и гостиницы «Турист». А бывший руководитель Волгоградского отделения ФНПР Вячеслав Кобозев и вовсе в декабре 2012 года получил продление домашнего ареста в связи с рассмотрением уголовного дела о незаконном переводе профсоюзного имущества в собственность коммерческих структур. Скандалы вокруг собственности профсоюзов сотрясают также Ставропольский край и Нижегородскую область. Таким образом, налицо система, в которой имущество профсоюзов используется для личного обогащения. А это значит: нельзя исключать того, что и имеющиеся сегодня в руках профсоюзов спортивные, оздоровительные и иные объекты тоже может ждать подобная участь. А ну как не уследит руководство ФНПР за своим добром, как это уже случалось не раз?

— Хотя, казалось бы, мотивы стать рачительными хозяевами у независимых профсоюзов есть, тем более что имущество, имеющееся в их распоряжении, тянет на десятки, если не на сотни миллиардов долларов. Если взять и гипотетически записать его на лидера профсоюзов Михаила Шмакова, то ему будет практически гарантировано одно из первых мест в списке Forbes. В этом случае всем нашим олигархам останется только локти кусать. Ведь после крушения СССР в руках у ФНПР было почти 700 туристских объектов по всей России, 650 спортивных учреждений и баз и более 800 курортов и санаториев. Нет сомнения, что сегодняшняя ревизия покажет — значительная часть из этих структур либо находится в частном владении (как это было с «Сестрорецким курортом»), либо пребывает в запустении, либо эксплуатируется сомнительным образом (как в случае с «Планерной»).

— И в этой связи возникает закономерный вопрос к главе ФНПР Михаилу Шмакову. А может, хватит? Когда прекратится это малозаконное извлечение ренты из имущества, которое должно использоваться совсем по иному целевому назначению? Ведь речь идет не о собственности лично Михаила Шмакова и даже не о собственности ФНПР, а об общенародном достоянии, о государственном имуществе, на которое трудились целые поколения наших сограждан!

Сегодня государство и общество требуют от наших спортсменов все новых и новых медалей, все новых и новых рекордов. Как их добиваться без материально-технической базы? Никак. Спортивные объекты, имеющиеся на руках у профсоюзов, необходимо максимально оперативно передать в руки спортивных федераций. Профсоюзы избавятся от головной боли по содержанию инфраструктуры (которая, как мы уже выяснили, стремительно деградирует). Спортсмены получат полноценные условия для тренировок и порадуют нас новыми олимпийскими рекордами. Все-таки у спортивных федераций куда больше навыков, возможностей (и спонсоров) для содержания стадионов и тренировочных баз в надлежащем виде. Любители обретут возможность комфортно заниматься любимым спортом. Профсоюзы же смогут заниматься своим прямым делом — защищать людей труда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру