Молочный кризис в России: вместо масла нас кормят пластилином

Почему в стране не хватает молока?

19 ноября 2015 в 17:50, просмотров: 15303

Со времен песенки из советского мультфильма «Пейте, дети, молоко — будете здоровы!» молочные реки сильно обмелели. По данным ВОЗ и Института питания РАМН, за последние 20 лет уровень потребления молока и молочной продукции в России снизился до 250 кг при минимальной рекомендованной медицинской норме в 330 кг на человека в год. В чем причины «молочного кризиса»?

Молочный кризис в России: вместо масла нас кормят пластилином
фото: Геннадий Черкасов

Молочный кризис

Вспомним, с чего все началось. В 90-е распался Советский Союз, а вслед за ним колхозы с совхозами. Наши бедные молочные буренки в переходный период и вовсе попали под нож. По данным Росстата, в 2000 году в России насчитывалось 12,7 млн коров, а к 2014-му их поголовье упало до 8,8. За десять лет в отрасли практически нет прироста. Дефицит молока мы вынуждены теперь пополнять за счет импорта. В основном из Белоруссии.

Узнаваемый подход: сначала все развалить, а потом заняться долгим и мучительным восстановлением. Теперь вот в течение пяти лет надо закупить миллион коров, чтобы хоть как-то поправить положение.

Ситуация усугубляется еще и тем, что молочная отрасль мало привлекательна для отечественного бизнеса. Тут не как с зерном: вырастил, собрал, продал, а излишки можно пустить и на экспорт. Отдача от вложений в «молочку» может затянуться на долгое десятилетие. Не у каждого хватит терпения столько ждать.

Сколько России надо молока?

Минсельхоз сообщает, что за 9 месяцев текущего года производство молока в сельхозорганизациях возросло на 2,0%, то есть на 225,5 тыс. тонн. Однако с учетом хозяйств всех категорий (включая фермерские и индивидуальные) снизилось на 0,3% (по сравнению с прошлым годом) и составило около 24,2 млн тонн.

Лидером по приросту производства в сельхозорганизациях стала Кировская область. Затем идут Республика Татарстан, Воронежская, Вологодская и Калужская области. А вот Оренбургская, Челябинская области и Республика Башкортостан допустили снижение.

Сколько же России надо молока, чтобы соскочить с импортной иглы? За основу возьмем данные прошлого года. Тогда в России было произведено 30,8 млн тонн, а импорт составил 9,2 млн тонн. Таким образом, нам нужно около 40 млн тонн.

Итак, произведено чуть более половины от необходимого объема. Значит, и в этом году будет недобор. Без импорта не обойтись.

фото: Михаил Ковалев

Когда наступит светлое молочное будущее?

Эксперты молочного рынка называют основным сдерживающим фактором роста отрасли дефицит качественного сырья. Для сохранения и наращивания сырьевой базы отечественным производителям молока необходима гарантированная господдержка на период 10–15 лет. Если инструмент возмещения инвестиционных затрат будет работать, первые положительные результаты появятся уже через 3-4 года, когда заработают новые фермы. А через 10–15 лет молочное производство России сможет уже полностью перейти на самообеспечение.

Напомним, что в этом году из федерального бюджета аграриям выделено 237 млрд рублей, 13,6 млрд из которых пойдет молочникам. Скажем так, скромная сумма.

Пальма: за и против

После введения антисанкций на российском молочном рынке сложилась парадоксальная ситуация. Темпы производства сыра стали явно опережать существующие в стране объемы молока. Как же такое могло случиться? Ведь правильный сыр делается из молочного жира, впрочем, как и сливочное масло. Значит, произошла подмена. С задачей заполнения молочных полок магазинов отлично справилось пальмовое масло. Однако количество оставило далеко позади качество.

Кстати, пальмовое масло известно еще с советских времен. Только вот применялось оно в производстве туалетного мыла. Его вторжение в нашу пищевую промышленность началось в лихие 90-е. Каков же результат? Обратимся к Росстату.

Если еще лет 7–8 назад его завозили к нам по 500 тыс. тонн в год, то в 2013 году импорт возрос до 746,6 тыс. тонн. С января по сентябрь 2014 года этот показатель снизился до 643 тыс. тонн.

Ну а потом на повестку дня выдвинулось импортозамещение. И пошло-поехало. В октябре — скачок почти на 50%, в ноябре — около 20%. Первое полугодие текущего года тоже показало рост почти на 20%. Сейчас скорее всего уже более миллиона. Некоторые считают, что даже два.

А что мы, собственно, так забеспокоились? Может, пальмовое масло не такое уж зло? Печенье с его добавкой вкуснее, чем натуральный продукт. А пальмовый тортик дольше хранится.

Мнения разделились, но очевидно одно. Пальмы у нас не растут, соответственно, и наши желудки (особенно детские) не слишком приспособлены к перевариванию этой тугоплавкой экзотики из Индонезии и Малайзии. Традиционные жиры, произведенные у нас, роднее и понятнее. Тут уж каждый делает свой выбор.

Только вот сделать его сейчас ох как непросто. Пластилиновые имитаторы молочной продукции наводнили полки магазинов. Недобросовестные производители (герои нашего мутного времени), работающие на дешевом и все дешевеющем на мировом рынке пальмовом масле, подсчитывают барыши. А честные молочники, натуральное сырье которых дороже, остались с носом. Некоторые работают даже себе в убыток.

По словам директора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза Владимира Лабинова, 0,5 млн тонн немолочных жиров в пересчете на жировой эквивалент сопоставимы с 12 млн тонн молока. Попробуй надои такой объем даже в рамках всей страны! Да и мы, покупатели, оказались обманутыми. Мы же верим тому, что написано на этикетке. Сыр — значит, сделан на молочном жире, а не каком-то другом.

Экспертиза жиров

Результаты выборочных проверок качества молочных продуктов в торговых сетях оптимизма не внушают. Начнем с Пензы. В гипермаркете экспертизе подлежало сливочное масло от трех разных производителей. №1 оказался по сути растительно-сливочным спредом, изготовленным по казахскому ГОСТу, аннулированному еще в 2014 году. Жирнокислотный состав №2 не соответствовал молочному жиру. И только у №3 все оказалось в порядке. То есть два из трех — фальсификаты.

Идем далее по той же Пензе. Магазин среднего класса. Сливочное масло 72,5% и 5%-ный творог от местного производителя показали присутствие действительно молочных жиров. А вот в 9%-ном твороге и кефире из Самары выявлены немолочные. Так что из четырех избранных — две подделки.

А что же в столице? Ситуация в сетевом «экономе» сложилась вообще весьма загадочная. Итак, один производитель — Брянская область. В двух испытуемых видах сливочного масла были обнаружены немолочные жиры, а в третьем — все в норме. И снова из трех две фальшивки. Причем на одном и том же предприятии.

Черная метка

Как же бороться с подделками? Молочники, к примеру, предлагают повысить штрафы за неверное отражение состава продукта. 20, 50 или 100 тысяч рублей — этого мало. Необходимо поднять планку от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тогда обманывать покупателя будет невыгодно.

А вот Минсельхоз считает: маркировка нам поможет. Причем на упаковке должна присутствовать не «слепая мелкота», а крупный черный шрифт на белом фоне, занимающий не менее 30% поверхности. По примеру сигарет.

Допустим, что маркировка состоялась. Возникает другой вопрос. А не приведет ли это к скачку цен на «натуралы»? Послушаем эксперта.

Мария Радченко, специалист по качеству столичной торговой сети здорового питания: «Продуктов, не содержащих растительный жир, все меньше. Если промаркировать все фальсификаты, наверное, можно испугаться того, насколько мала доля молочных продуктов без «растилки». И это может стать поводом как для продавцов, так и для производителей поднять цены на качественный товар».

Учитывая, что большинство сейчас явно не богатеет, натуральные продукты могут стать многим недоступны. Так что от промаркированных имитаторов никуда малоимущим не деться. Но, с другой стороны, кто же будет покупать подорожавшую «молочку»? Торговле же нужен оборот.

Экологические сети будущего

Пока суд да дело, рассмотрим, куда же сейчас податься покупателю, чтобы не быть обманутым? Крупным ретейлерам уже веры нет. Да и «птицы» они подневольные, действуют по указке транснациональных молочных монстров-производителей, которых мало заботит наше здоровье. Оборот для них важнее. Фермерским натуральным продуктам с ограниченным сроком хранения в 5–7 дней трудно сюда пробиться.

Хотя в некоторых сетях среднего класса процесс, как говорится, пошел. Пока еще скромная линейка фермерских продуктов все-таки начала отвоевывать свое место на полках. В гипермаркетах и «экономах» по-прежнему доминирует молоко сроком хранения в 6–9 месяцев.

А наш народ, похоже, вдоволь накушался «долгоиграющей» еды и активно двинулся в сторону продуктов с минимальным сроком хранения. Благо что есть куда идти. А именно: в экологические торговые сети. Как же у них обстоит дело с качеством?

Мария Радченко рассказала «МК», что их торговая сеть самостоятельно проверяет своих производителей, прибегая к услугам независимой лаборатории. Все они предупреждены о том, что в случае выявления фальсификата сотрудничество прекращается незамедлительно. Какая именно партия попадет под проверку, заранее не сообщается.

«МК» не первый год мониторит цены на продукты этого ретейлера и с удивлением заметил, что они там не изменились с августа 2013 года. Более того, в прошлом году некоторые позиции даже подешевели. Наши наблюдения подтверждают слова эксперта сети: «Когда мы в кризисное время на фоне всеобщего повышения цен снизили стоимость ряда товаров, многие смотрели на нас как на сумасшедших. После введения санкций в наших магазинах наблюдался приток покупателей, ведь у нас вообще нет импортного товара. Снижением цен мы сделали приятный подарок своим покупателям, а также привлекли внимание новых».

Да и упаковка у них не как у всех: аскетичный минимализм в черно-белых тонах. Что интересно, на продуктах первой необходимости (молоко, творог, кефир) крупными цифрами проставлена цена. Прямо как в советские времена. К примеру, на молоке 3,2% (1 литр) написано 49 рублей. Это своего рода гарантия покупателю, что в ближайшие 4–6 месяцев цена не изменится, даже несмотря на форс-мажор в экономике. Ведь упаковка заказывается миллионными тиражами и на несколько месяцев вперед. Так что быстро поднять цену на продукт, как это часто делают другие магазины, уже не получится.

Вот вам и перспективное направление, по которому пойдет наша розница в будущем, — экологические сети натуральных продуктов от отечественных производителей. Качество по доступной и стабильной цене.

Молочная перестройка

Многие уже забыли, что существовала такая общероссийская программа «Школьное молоко». Но она фактически провалилась по причине нехватки средств. Однако некоторые результаты все-таки были получены. При регулярном употреблении молока дети стали меньше болеть, повысилась их успеваемость в школе. Эксперимент выявил и другой факт: около 30% родителей не считают молочные продукты столь уж полезными для своих детей.

Интерес к молочной теме в обществе возрастает. Не зря же в этом году развернулась целая кампания по зачистке молочных рядов от фальсификатов. И это хороший знак. Вот и Интернет запестрел баннерами спецпроекта: «Три молочных продукта в день». Почему именно три? Как оказалось, это 80% от суточной нормы кальция для взрослого человека в день. Весьма актуально, ведь сейчас мы его потребляем в два раза меньше, чем в СССР.

Конечно же, дело популяризации молочного образа жизни — вещь полезная, направленная на оздоровление нации. Однако без активной перестройки на местах никак не обойтись.

Присмотритесь к содержимому торговых автоматов в школах, вузах, на вокзалах, в больницах: цветная газировка с фруктовым чаем, чипсы, сухарики со специями, шоколадные батончики. Согласитесь, что все это страшно далеко от здорового питания. Стоит только поменять их «контент» на молоко, йогурты, творог, кефир, и нет проблем. Или установить молочные автоматы по соседству. Пускай конкурируют.

Наработки уже имеются. На центральных площадях городов северного Подмосковья и улицах примыкающей Москвы уже несколько лет функционируют автоматы по продаже молочной продукции. Оборудование из Италии, которое местные Кулибины приспособили к нашему климату. В работе они круглый год, а заправляют их цельным молоком из ближайшей агрофермы. Промежуток времени, занимающий от завершения дойки до доставки потребителю, — несколько часов. Быстрее уж некуда. Вот бы где нашему бизнесу подсуетиться.

P.S. С «молочкой» более-менее разобрались. Рано или поздно пальмовые продукты получат свою «черную метку». А что же тогда делать с детским питанием, включая молочные смеси для грудничков, и кондитерскими изделиями? Ведь там пальмовое масло тоже присутствует, правда, нередко прячется под более благозвучной вывеской: «растительный жир». Пора бы и эти продукты вывести на чистую воду. Справедливости ради. Не говоря уже о здоровье детей.





Партнеры