Российские санкции против Анкары погубят Казань

Татарстан рискует потерять до $1,5 млрд турецкий инвестиций

Российское правительство за два дня разработает экономические меры против Турции, вплоть до заморозки ряда совместных проектов. В первую очередь, речь идет об газопроводе «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккуя», которую мы вместе с турками хотели построить на побережье Средиземного моря. Ударят российские санкции и по турбизнесу: если россияне прекратят летать в Анталию, Белек и Кемер, местные турфирмы потеряют значительную долю прибыли. Ограничения строительства турецкими компаниями в нашей стране, снижение товарооборота на продовольственном рынке, запрет на поставку товаров широкого потребления — бытовой химии, текстиля, одежды — отнимет у Турции миллиарды. Но есть и обратная сторона медали. Конечно, пострадают турецкие компании. Но это сулит неприятностями российским регионам, которые получают существенные инвестиции из Турции. Например, Татарстан, где работают почти 300 турецкий предприятий.

Татарстан рискует потерять до $1,5 млрд турецкий инвестиций

Атака турецких ВВС на российский Су-24 была актом агрессии и Россия не оставит это без последствий, заявил Дмитрий Медведев. «Правительство РФ поручено выработать экономические ограничительные меры в отношении Турции», — заявил премьер.

Чего они коснутся в первую очередь, это очевидно: строительство газопровода «Турецкий поток» и атомной электростанции «Аккуя» уже фактические заморожено. 26 ноября это подтвердил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Газовый маршрут должен был связать Россия с Турция, и исключить Украина последние новости из схемы поставок российского «голубого топлива» в страны ЕС. АЭС, которую мы вместе с турками хотели построить на побережье Средиземного моря, также поставит Анкару перед необходимостью искать электричество на стороне.

Но «Турецкий поток» важен не нам не настолько, сколько Европе. Мы можем перенаправить газовые экспортные направления в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Туда уже созданы проекты газопроводов — «Сила Сибири» и «Алтай». Они удовлетворят дальнейшие российские намерения в отношении экспансии зарубежных рынков, а Европа рискует остаться без топлива, ведь заменить газ из нашей страны там оперативно не смогут — ни поставки СПГ из США, ни азербайджанские углеводороды, ни возобновления экспорта из Иран не позволят обеспечить европейский рынок необходимыми объемами, удовлетворяющими энергобалланс Старого Света.

Для Турции это провал — она не сможет стать еще одним газовым хабом для переправки топлива в ЕС. Заморозка строительства атомной электростанции «Аккуя», инвестиции в которую могли бы составить $22-27 млрд, так же ударит по Анкаре. Рекомендация Ростуризма россиянам пореже посещать Турцию, также ударит по этому виду турецкого бизнеса. В Ростуризме насчитали, что Турция ежегодно получала от пребывания гостей из России на местных курортах до $10 млрд. Есть прогнозы, что теперь эта сумма упадет если не на половину, то на 40%. Не трудно подсчитать, сколько турки потеряют.

Строительный бизнес турков в России может сократиться с нынешних 10% (это оценка вместе с офшорными компаниями, принадлежащими турецким контрагентам), сократится практически до нуля. Это еще несколько миллиардов долларов.

Продуктовая линейка также может сократиться — по мнению Минсельхоза России, до 15% всей поставляемой из Турции в нашу страну провизии не соответствуют стандартам качества. Министерство намерено усилить таможенный контроль, а также проводить выездные проверки на предприятиях в самой Турции. Понятно, что турецких фруктов и овощей на наших прилавках станет меньше.

Планируется «заморозка» и на поставку товаров легкой промышленности, обсуждается закрытие воздушного пространства для турецких самолетов, ограничение на авиасообщение с Турцией и многое другое.

На первый взгляд, для Турции российские санкции окажутся гораздо мощнее и неприятнее. В том числе, потери может понести авиакомпания Turkish Airlines, которая осуществляет 46 регулярных рейсов из России в Турцию и является лидером по этому направлению. Если россияне сократят полеты в Турцию, то Turkish Airlines, конечно, финансово пострадает.

Но этот обоюдоострый и невыгодный каждой и сторон шар может затронуть и российские регионы. Как полагает заместитель директора аналитического департамента Альпари Дарья Желаннова, в первую очередь, Татарстана. «Крепкие торговые отношения были налажены между Татарстаном и Турцией еще Минтимером Шаймиевым. Турецкий бизнес в республике представлен почти 300 предприятиями и компаниями, многие из которых активно развиваются в особой экономической зоне «Алабуга». Общий объем инвестиций со стороны турецкого бизнеса превышал $1,5 млрд (около 15% от всех прямых иностранных инвестиций в Татарстане). Но сегодня этой показатель сокращается — торговый оборот между этим российским регионом и Турцией теперь составляет порядка $700 млн. Турция — основной зарубежный партнер и инвестор Татарстана, и ухудшение отношений негативно скажется на экономической деятельности республики», — отмечает эксперт.

Сюжет:

Обострение отношений с Турцией

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру