Лихорадка валют: доллару напророчили скорый курс в 74 рубля

Как Набиуллина и Глазьев не поделили «деревянный»

Российский рубль — уникальная валюта. Никогда не угадаешь, в какую сторону его развернет. Например, весь 2017 год он демонстрировал небывалую стабильность: курс варьировался в диапазоне 58,6–59,8 «деревянных» за доллар. Зато в 2018 году валютная лихорадка возобновилась: стоимость «зеленого» взлетала с 58 до 67 рублей. И это притом что нефть, с ценой на которую традиционно связывают курс рубля, стоила в среднем в полтора раза дороже, чем год назад. Не случайно в конце ноября Bloomberg вернул рублю звание самой рискованной валюты мира. Причем эксперты, как в России, так и за рубежом, предрекают российской денежной единице еще большее ослабление. По некоторым прогнозам, в начале 2019 года курс достигнет отметки в 74 рубля за доллар.

Как Набиуллина и Глазьев не поделили «деревянный»

Чем сильнее раскачиваются валютные качели, тем громче споры во властных коридорах о необходимости зафиксировать курс рубля. Как заявила недавно в ходе VIII конгресса финансистов Казахстана председатель Банка России Эльвира Набиуллина, фиксированный курс рубля — прямая дорога к девальвации. По ее словам, он дает лишь кратковременное ощущение стабильности, за которым следует резкий обвал. Плавающий курс, который сейчас имеет место в России, утверждает глава ЦБ, напротив, позволяет приспосабливаться к шокам. Однако советник президента Сергей Глазьев назвал заявление Набиуллиной абсурдом. Как утверждает академик РАН, ЦБ следовало бы зафиксировать курс на уровне 80 рублей за доллар, где он находился на пике спада в 2014 году. Подобная стабильность способствовала бы привлечению инвесторов в страну и помогло бы отечественным экспортерам. Но пока машину времени не изобрели и вернуться в прошлое невозможно. Поэтому нам приходится жить в нынешних реалиях плавающего курса — а значит, гадать о том, каким он будет завтра.

Парад обвалов: от Турции до Австралии

Утешаться можно лишь тем, что рубль — не один такой нестабильный. 2018 год проверил на прочность валюты ряда других стран, в первую очередь развивающихся. И многие из них оказались не готовы к финансовым потрясениям. Буквально за несколько недель национальные валюты теряли в цене более 50%. Сильнее всех просел аргентинский песо, который «похудел» на 53,4%. Из-за длительного падения котировок валюты Банк Аргентины был вынужден поднять ставки до 60%, которые стали самыми высокими во всем мире. Кроме того, правительству страны пришлось сократить финансирование государственных проектов. А это, в свою очередь, обострило кризис в Аргентине. Впрочем, к октябрю песо все же смог взять реванш и отыграл 17%.

Пойти на столь кардинальное решение, как повышение процентной ставки, также решились власти Турции, национальная валюта которой упала на 38,6%. Падению лиры поспособствовали не только санкции США, но и неосторожные высказывания президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, который призвал провести расследование о роли оппозиции в деятельности Центрального банка Турции. Такое вмешательство со стороны руководства страны в экономическую политику регулятора напугало инвесторов. Они начали избавляться от национальной валюты Турции, тем самым еще больше ослабили лиру.

Не радужно сложился 2018 год также для бразильского реала (-20,6%), южноафриканского рэнда (-17,2%) и индонезийской рупии (-8,4%). Среди аутсайдеров оказалась и индийская рупия (-11,2%), которую не спасло от падения даже повышение ставки до самого высокого уровня за два года.

По словам замминистра финансов России Владимира Колычева, сложности развивающихся стран отразились и на российском рубле, который потерял за десять месяцев 15,2%. Волатильность курса нацвалюты чиновник связывает с временными перетоками капитала из развивающихся в развитые экономики.

Как отмечают эксперты, ни один из семи самых масштабных обвалов, включая панику на рынках из-за сворачивания программы количественного смягчения Федеральной резервной системы в 2013 году, не приносил развивающимся странам таких масштабных и длительных невзгод.

Впрочем, валютный кризис, пусть и не в таком объеме, добрался и до европейских стран, относящихся к развитым. В частности, в числе валют, переживших сильное падение к доллару, оказалась шведская крона, которая просела на 9,4%. Отрицательные процентные ставки и противоречия внутри политической системы Швеции сделали 2018 год крайне неудачным для ее нацвалюты.

Финансовые сложности не обошли стороной и далекую Австралию, валюта которой подешевела на 8,3%. Эксперты падение курса австралийского доллара к доллару США связывают как со слабостью рынка труда в стране, так и с высокой вероятностью дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики Банка Австралии. Десятку валют, переживших самое сильное ослабление к доллару США в 2018 году, замыкает новозеландский доллар, который потерял в цене 7,6%.

Как подчеркивают эксперты, у каждой из валют, переживших падение в уходящем году, были свои причины для ослабления. Например, российские активы, как и аргентинские и турецкие, принадлежат к одному рисковому классу. Однако, как поясняет аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко, их проблемы лежат в совершенно разных плоскостях. «Если отечественная валюта падает из-за геополитики, то Буэнос-Айрес страдает от сильной закредитованности системы. Сложности же в турецкой экономике проявились после централизации власти и крайне дилетантской монетарной политики. Например, там пошли на снижение процентной ставки для стимулирования роста ВВП в условиях серьезнейшего падения курса», — рассказал эксперт.

Для России сохраняется угроза новых американских санкций, грозящих изолировать отечественные банки от мировой финансовой системы. Инвесторов держит в напряжении потенциальный запрет со стороны США на вложения в государственный долг России. Как утверждает Мащенко, если бы не эти обстоятельства, то курс рубля был бы значительно выше, поскольку «деревянный» продолжает занимать лидирующие места в списке самых недооцененных валют мира.

Все против всех

Уходящий год зафиксировал новый тренд на отечественном валютном рынке: курс рубля теперь реагирует не столько на изменение цены нефти, как это было в предыдущие два десятилетия, сколько на обострение геополитической обстановки, и в первую очередь на западные санкции. Угроза ввода очередных ограничительных мер со стороны Вашингтона и сейчас продолжает висеть дамокловым мечом над российской финансовой системой.

Насколько серьезна угроза? «Отечественная экономика вполне сможет прожить без заграничного капитала. Объем внешнего долга в России — один из самых низких среди развивающихся стран, и острая потребность в международном кредитовании у нас отсутствует. Тем не менее определенное снижение курса рубля под давлением санкций возможно. А если отечественные банки отключат от мировой платежной системы, то беды не миновать. Допустим, продавать нефть партнерам станет практически невозможно», — считает Михаил Мащенко.

Впрочем, надежда умирает последней. Не исключено, что в этот раз нам «повезет» с санкциями и они не нанесут серьезного ущерба экономике. Однако, как предупреждает эксперт, дальше нас ждет годовой пик погашений внешнего долга частными компаниями, объем которого стал за последние годы рекордным ($520 млрд, по данным РАНХиГС). Для выплат отечественным компаниям потребуется конвертировать рубли в валюту, а это должно крайне негативно повлиять на курс. «Сейчас высокая прибыль экспортеров нефти, ставшая возможной благодаря подорожавшему сырью, помогает сохранить баланс на рынке», — продолжает эксперт.

Но продлится это недолго. По словам Мащенко, тому есть несколько причин. Во-первых, топливо дешевеет из-за увеличения буровой активности американских производителей и опасений касательно снижения спроса со стороны крупнейшего потребителя сырья — Китая. Во-вторых, уже в начале 2019 года Банк России может вернуться на рынок и возобновить операции по скупке валюты в рамках бюджетного правила, которые должны ухудшить ситуацию с валютной ликвидностью внутри страны и серьезно давить на рубль. Таким образом, вероятность падения курса к отметке в 70 рублей за доллар превалирует. Единственный вопрос — случится это к началу 2019 года или к его середине? Наверняка не знает никто, но начать готовиться к худшему варианту развития событий стоит уже сейчас.

Тем более что ситуация на мировой арене все больше накаляется. В частности, как отмечает руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Екатерина Туманова, в 2018 году произошел крах многих международных договоров и договоренностей. «В 2019 год мы входим с взаимными пошлинами между всеми ведущими странами. И если в 2017 году это было «все против России», то сейчас это уже больше напоминает «все против всех». Дело дошло до того, что пошлинами и санкциями обменялись ЕС и США, а также Китай и США. И эта ситуация в следующем году станет только хуже. Нет уверенности, что не встанет вопрос существования таких структур, как ООН и ВТО, без которых сейчас миропорядок немыслим», — полагает Туманова.

Кроме того, под большим давлением находится Иран и все страны, которые связаны с ним торговыми отношениями. В 2018 году американский президент Дональд Трамп восстановил санкции против Исламской Республики. В частности, они коснутся автомобильного и авиационного секторов Ирана, рынка драгметаллов, поставок в страну стали, алюминия и угля. Но самые жесткие меры США уготовили нефтяному сектору Ирана. Ограничения на экспорт иранской нефти стали «второй волной», которая накрыла Тегеран в ноябре. Тогда же вступили в силу санкции на транзакции Центрального банка республики. «Ограничится ли дело одним Ираном? Будут ли аналогичные ограничения вводиться и против России и как на них будут реагировать ЕС и Китай? Не исключаю, что такой вариант развития событий вполне возможен. А это, в свою очередь, окажет влияние на нефть и рубль. В результате мы увидим курс в 70 рублей за доллар», — предупреждает Туманова.

Между тем зарубежные эксперты настроены еще более пессимистично. Как подсчитали аналитики Raiffeisenbank, падение курса в первом квартале 2019 года может составить 8%, то есть он докатится до 74 рублей за доллар. Безусловно, такие перспективы не могут радовать граждан. Как показывают соцопросы, кризис у россиян ассоциируется прежде всего с ослаблением национальной валюты. Причем 60% населения считают это своей личной проблемой. Оно и понятно. Ведь курс рубля заложен в ценах на импортные товары, а также отечественные, но с зарубежной «начинкой» или сырьем. Не случайно инфляция в последние месяцы разогналась не на шутку.

В такой ситуации население предпочитает запастись валютой. Но, как предупреждает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский, прежде чем бежать к обменникам, необходимо подсчитать, в какую цену обойдется конвертация. «Дело в том, что по мере роста волатильности рубля банки начинают расширять спрэды (ценовую «вилку») между ценой покупки и продажи валюты. Как следствие, вы не можете купить валюту приблизительно по тому же курсу, по которому вы ее смогли бы сдать обратно в банк, в случае если ситуация вдруг изменится либо ваши личные обстоятельства вдруг изменятся — и вам срочно понадобятся рубли», — поясняет эксперт.

По его словам, в такой ситуации лучше подстраховаться покупкой золота. Например, открыть металлические счета в кредитной организации, которые котируются даже в мобильном приложении. «Во всяком случае, там нет такой дикой ажиотажной конкуренции, которая присутствует в обменниках», — уверен Рожанковский.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Как тратить деньги в условиях снижения доходов и падения рубля

«Самое первое правило — оценить свои доходы и спланировать расходы. То есть, говоря языком экономистов, составить личный бюджет», — советует финансовый блогер, главный редактор Сравни.ру Александра Краснова.

По ее словам, для начала необходимо подсчитать заработок за год. «Если у вас фиксированная зарплата, то все просто — умножьте ее на 12 месяцев. Если же вы фрилансер, тогда определите, сколько вы в среднем зарабатываете в час. Именно такой метод учета дохода наиболее выгоден для таких профессий, как, например, курьер, репетитор, психотерапевт или таксист. Кроме того, это самый верный способ учета дохода при подработке», — рекомендует эксперт.

В США, например, принято рассчитывать доход либо за год, либо за час. Даже минимальная зарплата считается как ставка в час. Это очень дисциплинирует: когда вы знаете, сколько стоит ваш час, тратить время попусту не хочется.

После того как подсчитали свои доходы, можно планировать траты. Для этого надо понять:

1) сколько денег вы расходуете каждый месяц на обязательные платежи (продукты, коммуналка, Интернет, косметика и так далее);

2) сколько за год вам будет нужно на одежду и обувь, медицину, ремонт автомобиля и прочие вещи и услуги, которые оплачиваются нерегулярно и по мере необходимости;

3) какие у вас глобальные цели на год — купить машину, съездить в отпуск и другое.

«После этого посчитайте, сколько вам нужно тратить в месяц и сколько откладывать на свои желания. Самое интересное: в процессе анализа, как правило, выясняется, что от кучи ненужных расходов можно отказаться ради более важных целей. Например, когда вы понимаете, что на сигареты в год тратится сумма, за которую можно съездить в небольшой отпуск, курить уже не так хочется», — отмечает Краснова.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27857 от 12 декабря 2018

Заголовок в газете: Валютная лихорадка рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру