Но работодатели не спешат подписывать новое отраслевое соглашение, говорит председатель российского комитета профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук. “Они считают, что без морковки-премии перед носом шахтеры работать не будут”. Он приводит в пример труд водителя трамвая или пилота авиалайнера: их получка не зависит от того, сколько они перевезли пассажиров, ведь они должны следить за безопасностью в дороге. А у кузбасских рабочих до 50% заработка составляют премии. “Почему в ЮАР нашим чернокожим коллегам-шахтерам могут платить полную ставку, а нам нет!” — возмущается Мохначук.
Напомним, ранее Владимир Путин рекомендовал работодателям совместно с профсоюзами внести изменения к тарифным ставкам, которые обеспечили бы рост условно-постоянной части зарплаты до 70% (заработка). Но, по словам Мохначука, профсоюзы согласны только на стопроцентную повременную оплату труда. “Была морковка перед носом 50 сантиметров, станет 30, — мрачно иронизирует Мохначук. — Треть зарплаты — не так уж и мало для семейного бюджета”.
А депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина считает, что “сдельщина” занимает в структуре заработка шахтеров и того больше — до 70%. “15 мая люди, перекрывшие в Междуреченске железную дорогу, размахивали на улицах квитками о зарплате с цифрами в 15—20 тыс. руб., — говорит она. — Я предложила, что если господин Тулеев уже озвучил, какая высокая средняя зарплата у горняка, так пусть ее им и платят на все время простоя. Ведь сейчас уже начались махинации с величиной сумм, которые люди будут получать, пока шахта не работает”.