Время экономить

LED-лампы завоевывают потребительский рынок

Научно-технический прогресс убыстряет свой ход: если пять лет назад наблюдался бум на компактные люминесцентные лампы, сегодня они отступают под натиском светодиодов. По мнению экспертов, LED-светильники (light emitting diode — светоизлучающий диод) обладают букетом достоинств: они экономичны, безопасны и долговечны.

LED-лампы завоевывают потребительский рынок

Гонка технологий

Потребление электроэнергии непрерывно растет. По прогнозу экспертов Международной экономической комиссии, в 2025 году человечество будет потреблять в два раза больше электроэнергии, чем в 2007 году. При этом доля освещения в этих расходах составляет 19%. Чтобы поддержать экономику, многие страны развивают энергосберегающие инновации и сворачивают устаревшие технологии. В Евросоюзе, к примеру, лампы накаливания будут запрещены уже в сентябре этого года, а через 4 года вне закона окажутся почти все галогенные лампы.

Россия встала на путь запрета ламп накаливания 1 января 2011 года. Согласно закону об энергоэффективности и энергосбережении, в прошлом году прекращено производство и продажа ламп мощностью 100 ватт и более, в 2013 году с прилавков исчезнут лампы мощностью 75 ватт, а в 2014-м — 25 ватт.

Причина отказа от ламп накаливания — их крайне низкая эффективность. Только 5% потребляемой «лампочкой Ильича» электроэнергии тратится на освещение, остальные 95% уходят на выработку тепла. Для сравнения, у компактных люминесцентных ламп (КЛЛ) на выработку света идет 25% потребляемой электроэнергии, а у светодиодных — более 80%!

«Старые» лампы проигрывают инновационным конкурентам как по световой отдаче, так и по сроку службы. Если средний срок службы лампы накаливания — 1 тыс. часов, то у КЛЛ этот показатель достигает 15 тыс. часов. А LED-лампы вообще вне конкуренции: они светят более 50 тыс. часов. Качественные же светодиоды могут служить и 100 тыс. часов. То есть на 6–8 лет можно смело забыть об источниках света.

Однако у люминесцентных ламп имеются существенные недостатки. Они не сразу выходят на полную яркость и не предназначены для частого включения-выключения. Кроме этого, данные лампы содержат вредную ртуть. И если европейцы сумели создать развитую сеть приема отработанных люминесцентных ламп, то в России вопрос утилизации опасного жидкого металла остается открытым.

LED-лампы экологически безопасны, берегут электросети (за счет низких питающих токов (0,34 А) и отсутствия пусковых) и, что особенно ценно для России, устойчивы к перепадам напряжения и стабильно работают в морозы.

Но и они имеют недостаток — высокую цену. Светодиодные аналоги лампы накаливания мощностью 40 Вт (от 350 лм) стоят в нашей стране от 600 рублей, 60 Вт (от 600 лм) — от 700 рублей, 75 Вт (от 920 лм) — от 900 рублей, 100 Вт (от 1220 лм) — от 2000 рублей. И хотя лидеры отечественного рынка дают на LED-продукцию гарантию сроком до 10 лет, инновации еще не завоевали массового покупателя.

Впрочем, падение цен — лишь вопрос времени. По мнению Льва Свиридова, директора направления маркетинга и продаж компании «Оптоган», за 3 года стоимость светодиодных ламп снизится в 4 раза: в 2 раза за счет увеличения объема производства и расширения внедрения и еще в 2 раза за счет совершенствования технологии. В качестве примера можно привести опыт Европы: если пару лет назад в ЕЭС средняя цена качественных LED-ламп составляла 30 евро, то сегодня довольно яркие светодиодные лампы (эквивалент 32 Вт) продаются за 9,99 евро. Новая волна снижения цен на светодиоды начнется в России уже в конце этого года, уверены специалисты.

Мода на инновации

В настоящий момент производство светодиодов является одной из наиболее инвестиционно привлекательных отраслей в общемировом масштабе. Тон на мировом рынке светодиодов задают несколько игроков. На азиатском рынке солирует японская корпорация Nichia, на американском тон задает Cree, а продукцию голландской Philips принято ассоциировать с европейскими технологиями. Процесс производства светодиодов сложен и высокотехнологичен, поэтому он уникален в каждой компании.

Первые в нашей стране энергосберегающие светодиодные светильники были установлены осенью 2007 года в подземном переходе столичного метро «Рижская» по заказу Мосгорсвета. За годы эксплуатации потребление электроэнергии в переходе снизилось в два раза.

Традиционно инновации быстрее всего внедряются в Москве и Санкт-Петербурге, однако постепенно интерес к ноу-хау появляется и в регионах. Особенно в этом преуспели в Томске, Красноярске, Сочи, Нижнем Новгороде, Волгограде, Махачкале и Казани. Среди крупного бизнеса отличилась РЖД, которая активно внедряет светодиодное освещение на своих станциях.

Популяризация светодиодов в стране отразилась на количестве игроков на рынке. Сейчас помимо крупных международных корпораций значительную часть рынка занимают российские производители, сумевшие занять стабильные позиции на локальном уровне.

Шаг за шагом

По словам гендиректора компании «Светлана-Оптоэлектроника» Алексея Мохнаткина, процесс вторжения светодиодных технологий начался с дежурного, аварийного, ночного интерьерного и «маркировочного» освещения, подсветки знаков и табличек. «С ростом световой отдачи и удешевлением приборов светодиодная „экспансия“ распространилась не только на локальное, но и на общее освещение, в котором лидирующее положение пока занимают традиционные лампы накаливания и галогенные лампы (жилые помещения) и люминесцентные лампы (офисные и производственные помещения)», — подчеркнул г-н Мохнаткин. «В последнее время в России растет спрос на предлагаемую нашей компанией LED-продукцию усовершенствованной технологии COB (Chip-On-Board) с повышенным потреблением мощности», — сообщил «ЭВ» менеджер департамента планирования корпорации Citizen Electronic Юкио Кагами.

К сожалению, светодиодные решения занимают в России пока небольшую долю рынка. «Сегодня технологии на основе LED чаще всего применяются в архитектурном освещении и офисном сегменте, где основной спрос поддерживается международными корпорациями, нацеленными на устойчивое развитие, — отметил глава Philips „Световые решения“ Питер ван Беркель. — Высок потенциал перехода на светодиодное освещение и в индустриальной сфере. Благодаря энергоэффективности этого решения, сокращению стоимости владения светильниками и увеличению срока службы расходы на освещение могут быть снижены на 70%, а срок окупаемости инвестиций на промышленных предприятиях составляет от двух до пяти лет».

Светлые перспективы

Согласно данным «Роснано», сегодня на энергосберегающие лампы приходится 42% мирового рынка. При этом 38% в этой группе источников света принадлежит компактным люминесцентным лампам и только 6% светодиодным. Ожидается, что в текущем году объем мирового рынка светодиодного освещения достигнет $7 млрд. При том что объем мирового рынка светотехнической продукции всех видов в целом составляет около $70 млрд., а стоимость энергии, ежегодно расходуемой на освещение, составляет порядка $40 млрд. Использование светодиодного освещения позволит к 2025 году на 50% сократить эти расходы.

Уже сейчас LED-лампы с успехом используются рядом мировых держав. Так, в 2007 году по инициативе американской компании Cree была запущена программа LED City, цель которой — продвигать светодиодные технологии в общем наружном и внутреннем освещении. По оценке Департамента энергетики США, в течение ближайших 20 лет активное внедрение новых технологий в освещении позволит сократить спрос на электроэнергию на 62%. Благодаря переходу на светодиоды США сможет отказаться от строительства 133 электростанций. Все это в итоге позволит сэкономить примерно $280 млрд.

Большое внимание развитию светодиодов уделяют и в Стране восходящего солнца. «В прошлом году в Японии доля LED-технологий среди светильников, используемых на открытом воздухе (уличные фонари, охранное освещение и т.п.), достигла 25%. Мы полагаем, что к 2020 году она превысит 70%. Сейчас LED-лампы освещают в стране 17% жилых домов, 20% учреждений, 23% магазинов», — отметил Юкио Кагами.

Советы профессионалов

Как считает Питер ван Беркель, потребителям важно отдавать предпочтение качественным продуктам, а не ориентироваться на цену. По его словам, каждый выращенный в партии кристалл отличается от других своими характеристиками, например по спектру излучаемого света. «В процессе биновки отбираются кристаллы с наиболее близкими характеристиками друг к другу. Это делается для того, чтобы потом кристаллы светили одинаково в лампе или светильнике. Естественно, что прошедшие такую процедуру кристаллы стоят дороже и идут в высококачественную продукцию. Все оставшиеся кристаллы продаются гораздо дешевле другим производителям светодиодной продукции. Таким образом, кристаллы, произведенные на одном заводе и в одной партии, отличаются по качеству. Вот отсюда и разница в цене конечного продукта», — пояснил г-н ван Беркель и рекомендовал доверять светодиодному оборудованию признанных игроков светотехнического рынка.

Совет актуален. Ведь, как признают специалисты, сегодня российский рынок условно делится на производителей светодиодов и компании, осуществляющие «гаражную» сборку на основе дешевых комплектующих из Юго-Восточной Азии. «К сожалению, китайская продукция или светильники, произведенные из дешевых комплектующих, не всегда соответствуют должному качеству и заявленным характеристикам, хоть и отличаются низкой стоимостью», — заметил Лев Свиридов. По его мнению, многих потребителей, которые столкнулись с низким качеством и частыми выходами из строя таких светильников, потом достаточно сложно убедить в преимуществах и выгодах использования светодиодов.

Бег с барьерами

Помимо «гаражной сборки» дешевых комплектующих из Юго-Восточной Азии производителей светодиодов волнуют и другие проблемы. «В России ощущается недостаток государственной поддержки энергоэффективных проектов на законодательном уровне. Переход на инновационные решения одобрен Правительством РФ с 2009 года, однако для дальнейшего распространения светодиодов необходимо принять ряд стимулирующих мер, например, ввести налоговые льготы для предприятий, использующих энергоэффективные решения», — отметил Питер ван Беркель.

По мнению экспертов, Москва могла бы воспользоваться опытом Пекина. В 2005 году Китай запустил амбициозную программу Green Light, вложив в производство энергосберегающих ламп около $2 млрд. Китайские экспортеры «зеленых» ламп помимо налоговых льгот получают от правительства и субсидии, что позволяет им держать экспортные цены очень низкими. В результате Китай выпускает около 80% мирового производства. Две трети продукции идет на экспорт. Качественная продукция уходит на рынки США и Европы, остальная — в СНГ и развивающиеся страны.

Также назрели изменения в российской системе госзакупок. По словам Питера ван Беркеля, сейчас решающим фактором для выбора победителя тендера является цена, но инновационные товары всегда стоят дороже. Вот и получается, что в госзакупках побеждают старые технологии. В результате муниципалитеты, государственные предприятия и организации отказываются от использования энергосберегающих решений ввиду их высокой стоимости, несмотря на экономическую выгодность самих проектов и сравнительно небольшие сроки их окупаемости. «Замедляют переход на светодиодные технологии и частные потребители, так как они по-прежнему руководствуются ценой лампы при покупке. Отчасти это объясняется сравнительно невысокой (в России. — „ЭВ“) стоимостью электроэнергии по сравнению с западными странами, где дефицит ресурсов более ощутим. Производители должны больше рассказывать российским потребителям о преимуществах светодиодов, которые в быту повышают качество освещения за счет отсутствия ультрафиолетового и инфракрасного освещения и сокращают расходы на электроэнергию», — заключил эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру