Трехмерныи бизнес

Школьники получили бесплатный доступ к 3D-принтерам

24 ноября 2013 в 20:52, просмотров: 3477

Недавно комиссия калифорнийского города Лос-Альтос признала историческим памятником дом Стива Джобса, в гараже которого был собран первый компьютер Apple и куда приезжали первые инвесторы компании. О роли гаражей в жизни изобретателей и бизнесменов можно писать отдельные исследования. Между тем московских школьников и студентов приглашают заняться техническими экспериментами на гораздо более удобных площадках. В новых ЦМИТах (Центрах инновационного молодежного творчества) их не только познакомят с теорией, но и предоставят для работы установки по лазерной резке, программируемые фрезерные и токарные станки, 3D-принтеры для объемного печатания вещей, расходные материалы.

Трехмерныи бизнес

— В какой-то степени Россия утеряла навык квалифицированной работы руками, но к этому надо возвращаться, если мы хотим видеть страну высокотехнологичной державой, — замечает генеральный директор Центра инновационного развития (ЦИР) Москвы Константин Фокин.

Наставники детских технических кружков высказываются эмоциональнее: «Сегодня у половины детей руки, как говорится, не оттуда растут — не могут ни деталь припаять, ни гайку прикрутить, только мышкой по коврику возят».

В 2012 году в стране стартовала программа Минэкономразвития РФ по созданию Центров молодежного инновационного творчества. Открытием таких лабораторий, где студенты и школьники могут осваивать ключевые технологии: робототехнику, биомеханику, 3D-моделирование, промышленный дизайн, в столице занимается Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства и ЦИР. Сегодня в Москве уже 10 новых площадок (в партнерстве с вузами, музеями, на базе высокотехнологичных фирм), а до конца года появятся еще шесть.

Прообразом ЦМИТ послужили западные центры коллективного пользования, фаблабы: поскольку у небольших компаний не всегда есть средства на дорогое оборудование, то, чтобы создать прототип продукта или отдельную деталь, разработчики могут прийти в подобные центры. Столичные ЦМИТ тоже оснащены необходимой техникой, однако упор делается не на взрослых предпринимателей, а на обучение и проектную работу с детьми и студентами. Допустим, у какого-то ребенка появилась идея собрать самоходную корзинку, облегчающую инвалиду покупки в супермаркете, в центре помогут довести задумку до ума и воплотить в жизнь. Или студенту художественного вуза, перед тем как изготовить статуэтку из фарфора, понадобится сделать ее копию из гипса. Он также может обратиться за помощью в ЦМИТ и на 3D-принтере распечатать пробный экземпляр.

Еще одно направление деятельности центров — экскурсионное: школьникам демонстрируют, на что способны современная техника и изобретатели. Ну а тех, кто заинтересуется, приглашают на постоянные занятия (как в кружок). В «Нейро Лаб» гостей удивляют человекоподобными роботами, умеющими отвечать на вопросы, улыбаться, двигать бровями. Поток посетителей достигает 300 человек в месяц. В лаборатории при Дарвиновском музее кроме робототехники представлены радиоэлектроника, промышленный дизайн...

Через творческую мастерскую прототипирования при Университете машиностроения (первый из открытых ЦМИТ) в месяц проходит примерно 50 человек. Около 10 школьников — теперь завсегдатаи. Им читают курс по современным технологиям 3D-моделирования, 3D-печати, учат работать с персональными принтерами (один такой аппарат может стоить от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов). Недавно в университете состоялась «зимняя школа по прототипированию» и конкурс на создание 3D-принтера.

— Когда дети видят, что можно что-то нарисовать, например болид «Формулы-1», и через некоторое время будет напечатана уменьшенная копия, такие технологии вызывают бурный восторг, — рассказывает сотрудник центра Борис Сапрыкин. — Без современных знаний и навыков не обойтись. То, на что раньше уходили месяцы, новые технологии позволяют сделать за недели.

■ ■ ■

«К сожалению, сейчас есть жесткая граница между образованием, наукой и бизнесом, — говорит Константин Фокин. — Инновационные творческие центры призваны стирать эту грань». По словам гендиректора ЦИР, встречи студентов и старшеклассников с состоявшимися предпринимателями — важная часть работы центров.

…Константин Иванов руководит небольшой столичной компанией, предлагающей услуги 3D-сервиса. «От идеи до продукта», — гласит девиз на его визитке. Константин раскладывает на столе образцы продукции: пластиковые и керамические браслеты, фигурки собак, макет жилого квартала. Потихоньку столичные потребители втягиваются в мировые тенденции: кто-то заказывает по фотографиям статуэтку любимого питомца, другие хотят изготовить объемные логотипы компании для сувениров, третьим нужны игрушки в виде популярных героев мультсериалов. «Заказы растут, но для того, чтобы их выполнить, нужны дизайнеры с навыками 3D-моделирования, — делится Константин. — На Западе все это уже лет 20 практикуют, а мы только подключаемся. Подготовка специалистов очень важна для нашей экономики».

По сути, ЦМИТ открывают московским школьникам доступ к универсальному инструменту для карьеры, развивают предпринимательский дух: во многих отраслях знание 3D становится необходимо, как владение компьютером или английским языком. Одновременно столичные власти вместе с Научным парком МГУ и машиностроительным университетом запустили программу обучения для сотрудников центров: кроме тренировок по работе на различных видах 3D-принтеров они пройдут ликбез по вопросам интеллектуальной собственности и эффективному бизнес-планированию.

«Сейчас департамент завершает отбор конкурсных заявок на субсидии правительства Москвы по открытию новых ЦМИТ в 2014 году», — рассказывает «МК» начальник отдела финансовой поддержки инновационных компаний ЦИР Наталья Готова. В перспективе столичные ЦМИТ планируют создать свою ассоциацию, а уже в январе 2014 года появится портал с картой всех московских центров молодежного инновационного творчества. Если же учесть и другие схожие проекты, то сеть лабораторий-мастерских окажется еще шире. Так, при Московском госуниверситете приборостроения и информатики с 2012 года действует Центр технологической поддержки образования (ЦТПО) «Интеллектуальные роботы» для учеников 8–11 классов. За последние три года вуз отличился созданием роботов, которые занимали призовые места на международных соревнованиях, а робот «Марсоход» даже стал участником проекта «Марс-500».

— Интереса со стороны ребят, желающих поработать и головой, и руками, достаточно, — рассказывает сотрудник центра Андрей Будняк. — Занятия проходят один-два раза в неделю: сначала рассказываем про устройство и работу электронных компонентов, микроконтроллеры, моделирование в 3D, а потом дети по чертежам сами изготавливают печатные платы и припаивают к ним моторы и датчики. В январе пройдет первое серьезное испытание — соревнования «Каникулы роботов» в Политехническом музее. Всего на базе вузов работают 17 аналогичных ЦТПО, поддерживаемых Департаментом образования.

По предварительным оценкам, к декабрю только в ЦМИТ Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства побывали около 2000 детей.

Центры, которые откроются в декабре 2013 г.: ООО «ЭКСПО Наука Интерактив» (Зеленоград), ООО «КНОКЕТ», ООО «ВШЭ FabLab», ООО «Центр инновационных разработок ВАО», ООО «Техноспарк-Инвест», ООО «Смарт-Арт».

Действующие ЦМИТ Москвы

1. Творческая мастерская центра прототипирования Rp&D Center (Б. Семеновская, дом 38, Университет машиностроения, http://www.rp-lab.ru). Направление: трехмерное моделирование и 3Д-печать

2. Нейро Лаб (Новоясеневский проспект, 30, корп. 3 http://www.neurolabs.r). Направление: робототехника

3. Бионик Лаб Дарвиновский музей (ул. Вавилова, д. 57, кор. 1 http://bionic-lab.ru). Направление: Электроника, биомеханика

4. Маус Лаб (Походный проезд, 23). Направление: 3d-прототипирование

5. Иннографика (Калашный пер., д. 10 http://www.inografika.ru). Направление: исторические реконструкции

6. Студия ТАФИ (проспект Мира, д. 102, корп. 1, офис 506 http://tafii.ru). Направление: архитектура и искусство, промышленный дизайн, графический дизайн и реклама сувенирная и ювелирная продукция

7. Академия (ул. Удальцова, д. 6). Направление: робототехника, электроника

8. ЦФЭКА (ул. Нижегородская, 50, ТЦ «ТРИ-D»). Направление: 3d-прототипирование

9. Центр инновационного прототипирования МГУ (Ленинские горы, владение 1, стр. 75, 77 Научный парк МГУ). Направление: 3d-прототипирование, основы прототипирования, современные технологии, их особенности и возможности, основы 3D проектирования, программы для проектирования, основы робототехники, мехатроника, бионика, биомеханика, аниматроника

10. Центр инновационного прототипирования СТАНКИН (Адрес: Вадковский пер., д. 1). Направление: производство оборудования для прототипирования (3D-принтеров и др.)

СПРАВКА "МК"

По оценкам зарубежных экспертов, рост рынка 3D-печати составляет до 30% в год. К 3D-печати уже обратились такие гиганты, как Ford, авиационные производители, которые «штампуют» подобным образом компоненты для двигателей.



Партнеры