Остров-сокровище

Сколько Россия заплатит за Крым?

Крымский поход завершается. Вовремя он случился или нет — рассудит время: Петру I в 1700 г. перед началом шведской войны тоже наверняка говорили, что цены на пеньку со льном падают. Что ждет нашу экономику после присоединения Крыма к России?

Сколько Россия заплатит за Крым?

Расходы и доходы

Начнем с цены процесса. Поборники либерализма приводят цифры одна другой страшнее: кто оценивает дополнительные расходы России в 90 млрд руб., кто — в 1,5 трлн, а отдельные «герои вчерашних дней» — аж в 3 трлн. Напыщенная фраза «Россия не вынесет еще один Сочи» и вовсе стала негласным паролем публичных критиканов.

Посмотрим в официальные документы. Согласно постановлению Верховной рады АРК от 22 января 2014 г. «О бюджете Автономной Республики Крым на 2014 год», доходы местного бюджета на 2014 г. утверждены (здесь и далее две цифры после запятой присутствуют во избежание обвинений в «инсинуациях», а пересчет осуществляется по «удобному» курсу 1 грн. = 4 руб.) в 5,38 млрд грн., или 21,52 млрд руб. Расходы — в 5,25 млрд грн., или 21 млрд руб.

Как видите, дефицита крымского бюджета в 2014 г., оставайся он в «дружной» украинской семье, не было бы. Впрочем, технический дефицит все же присутствует, его сумма определена в 0,13 млрд грн., или 0,53 млрд руб.

В этом году Киев намеревался перечислить Крыму 3,03 млрд грн., или 12,12 млрд руб. в виде субвенций и дотаций. На что? Прежде всего, на социальные выплаты: помощь семьям с детьми, малообеспеченным семьям, детям-инвалидам (2,28 млрд грн., или 9,12 млрд руб.) и льготы и жилищные субсидии населению (0,35 млрд грн., или 1,40 млрд руб.).

Подведем черту: в 2014 г. суммарный расход обязательств крымского правительства должен был составить 8,28 млрд грн., или 33,12 млрд руб. Меньше $1 млрд. Если из этой суммы вычесть аренду базы нашего Черноморского флота (минимум $100 млн, или 3,66 млрд руб.), то стартовая цена присоединения составит 29,46 млрд руб., и точка. При условии, что все жители Крыма вмиг перестанут работать, перечислять налоги, а на внешнеторговые ворота навесят амбарный замок.

Пенсионные страшилки также рассеиваются, как утренняя черноморская дымка. В феврале 2014 г. средний размер пенсий 556 тыс. крымских получателей (с учетом бывших военнослужащих) составлял: по «трудовым» пенсиям — 1,43 тыс. грн., или 5,72 тыс. руб., по пенсиям военнослужащим — 2,30 тыс. грн., или 9,20 тыс. руб. Для справки: численность населения республики оценивается в 1,97 млн человек, а средняя зарплата в Крыму сегодня на уровне 2,69 тыс. грн., или 10,76 тыс. руб.

К чему столько «пенсионных» цифр? Если предположить, что средняя зарплата в Крыму (доход, с которого уплачиваются пенсионные взносы) в этом году останется неизменной, «подтянуть» одного пожилого крымчанина к среднему размеру трудовой пенсии в России (11,6 тыс. руб. на 2014 г.) будет стоить дополнительно 5,9 тыс. руб. в месяц. Для всей республики и в годовых масштабах из бюджета ПФР дополнительно потребуется максимум 39,23 млрд руб., или 0,61% расходной части.

Казалось бы, проще всего взять и по-дилетантски сложить максимальные цифры новых расходов федерального бюджета (29,46 млрд руб.) и ПФР (39,23 млрд руб.) и, получив без малого 69 млрд руб. стартовых трат, кричать «караул».

Но дополнительные траты возникнут только в том случае, если все жители Крыма разом начнут бить баклуши. А ведь подавляющее большинство крымчан продолжат работать и, соответственно, платить налоги (сколько — другой вопрос).

Слеза олигарха

Все дополнительные, как бы «инвестиционные» расходы вилами по воде писаны. Впрочем, о плачевном состоянии крымской экономики, в первую очередь инфраструктуры, осведомлены, кажется, все. Но это даже не вдовье наследство от предыдущей украинской власти, для которой Крым всегда был нелюбимым пасынком, а «привет» из далекого уже советского прошлого.

Крым всегда был энергодефицитным, в последние годы более 80% потребностей в электроэнергии удовлетворялось за счет поставок с «украинского материка». Конечно, можно перебросить мобильные электростанции из сочинского региона или в срочном порядке протянуть силовой кабель по дну Керченского пролива, но, скорее всего, российские и украинские энергетики договорятся. Тем более что у Украины нынче каждая гривна на счету.

О газе. Ныне около двух третей потребностей Крыма в голубом топливе обеспечивается за счет внутренних источников (в 2012 г. — на 66,1%). На первом этапе Крым будет получать недостающий газ из украинской газотранспортной системы, но очень скоро российская газовая монополия займется своей любимой забавой — прокладкой очередного подводного газопровода, на этот раз «Крымского потока».

И газовый концерн, и крупнейшие нефтяники с удовольствием подключатся к разработке и добыче на прилегающем черноморском шельфе 30 разведанных газовых месторождений с запасами около 47 млрд кубометров и 10 нефтяных месторождений с запасами 2,8 млн т (общая потребность Крыма в природном газе — порядка 1,7–2 млрд кубометров в год). Наши сырьевики не будут возражать и против бурения скважин на воду, к тому же теоретические наработки в гидрогеологии, оставшиеся с советских времен, в Лету пока не канули.

В продолжение можно долго рассуждать о железнодорожном, портовом, авиационном хозяйстве, не забыв упомянуть крымские автодороги, не модернизировавшиеся с советских времен, но в российских компаниях без нас разберутся, как, на что и когда им строить. Понятно, что без кредитов госбанков никак, но на то они и кредиты, чтоб выдаваться на платной и возвратной основе.

Удар по кошельку

Остерегайтесь делать из крымчан изгоев — проблемы в российской экономике начались задолго до всплытия крымского вопроса. Санкции против России, безусловно, будут. Правда, как показывает современная практика, достигают они своей цели от силы на четверть. Кстати говоря, крупнейшей экономикой мира, до сих пор функционирующей в условиях санкций, является... Китай. Вот и делайте выводы.

Пока что речь идет об ограничении визового режима со странами ЕС и США, скорее всего, долгосрочные визы выдаваться не будут. Аресты счетов и имущества российских чиновников также мало кого испугают: во-первых, у высших должностных лиц за рубежом ничего нет (о современном коррупционном механизме — «Общак и его смотрители», «МК» от 03.09.2013 г.), во-вторых, сами виноваты — говорили же им возвращаться домой. С ужесточением переговорной позиции ЕС по ограничению присутствия газовой монополии в Европе сложнее, но и здесь в ближайшее время российскому бюджету мало что грозит.

Вначале санкции будут бутафорскими, но по мере развития ситуации вокруг Крыма и Украины в целом их объем пойдет по нарастающей. Почувствовать меру несогласия Запада с нашей внешней политикой мы сможем не раньше осени.

Никто в Европе туристический сезон срывать не будет, иначе придется компенсировать огромные «туристические» инвестиции Греции, Италии, Испании, Кипра, Хорватии и других. Прекращение торгово-промышленных связей привидится иностранным политикам и бизнесменам разве что в страшном сне. О «катастрофических» проблемах с российским корпоративным долгом (на 1 января 2014 г. — $652,76 млрд) также беспокоиться не стоит, поскольку порядка 70% капиталов пришли в Россию из офшоров, где когда-то оказались стараниями наших «патриотически» настроенных олигархов.

Но это пока. Европа, США и Канада ускоренными темпами создают инфраструктуру для транспортировки из Северной Америки сланцевых углеводородов, с началом регулярных перевозок нашей газовой гегемонии наступит конец. Цены на нефть находятся под контролем спекулянтов с Уолл-стрит, теснейшие контакты которых с администрацией Обамы никогда секретом не являлись. Российским металлургам и до Крыма жилось несладко, теперь же после «цветочков» поспевают «ягодки».

Как ни крути, нам страшны не абстрактные санкции, а набирающее обороты падение жизненного уровня, стартовавшее, вновь акцентирую, задолго до Крыма. Санкции еще не введены, а курс рубля уже снижается, инфляция набирает обороты, зарплаты замораживаются, налоговые поступления уменьшаются, безработица уже в сенях. Впереди рост налогов, активизация работы фискалов, усиление тряски банков, взвинчивание цен на услуги монополий, истеричные метания бюрократии. На первом этапе кризиса всегда так — все делается для того, чтобы избежать резкого снижения государственных расходов.

В то же время высшим российским властям нужно оказаться последними недоумками, чтобы не воспользоваться уникальным шансом и не перестроить экономику, сбросив со страны позорный ярлык жирующего на незаработанных деньгах сырьевого придатка. Нас загоняют в угол, бежать всем нам некуда.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру