Теорема Ферма для двоечника

Эксперты убеждены: ЕГЭ по математике должен быть двухуровневым

Новая версия ЕГЭ по математике позволит выдавать заслуженные аттестаты, а не манипулировать с оценками. Но несправедливость сохранится. Сверхсложные задачи части С, непосильные даже для учителей, снова достанутся всем участникам экзамена. А значит, больше 60 баллов им не взять.

Выпускников 2010 года ждет ЕГЭ по математике нового образца. Тестовая часть А, которую не пинал только ленивый, исчезнет, а часть В заметно упростится и, по словам разработчиков, “будет ориентирована не на формальную логику, а на здравый смысл и умение вычислять, необходимые в повседневной жизни”. Например, в магазине.  

— Подготовиться к такому экзамену и получить аттестат сможет каждый, кто захочет. Включая лодырничавших до 11-го класса, — заверил “МК” один из главных разработчиков, проректор Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений Иван Ященко. — Тем более что уже в октябре на официальных сайтах ЕГЭ в интернете мы откроем весь банк задач части В. Экзаменационные материалы будут отличаться только числами, а значит, ни одной незнакомой формы заданий на экзамене не будет. С октября же в интернете появятся и бесплатные тренировочные работы. Это снимет 90% вопросов, и в том числе о том, по каким пособиям готовиться. Ну а тех, кто не захочет или не сможет это сделать, мы просто не имеем морального права выпускать из школы.  

Новый подход, подчеркнул Ященко, сделает задания доступными и понятными не только ученикам, но всему обществу. Это наконец позволит предъявлять выпускникам реальные требования, а не делать вид, что им объясняют логарифмы, а потом натягивать оценки. Экзамен станет честным и открытым. И это не может не радовать: альтернатива — либо занижать проходной порог баллов, либо лишать аттестатов значительную часть выпускников. Смущает другое. Идеология ЕГЭ осталась прежней — одноуровневой. А значит, все выпускники 2010 года получат требующие особой подготовки задания уровня С. Например, С-5, которые, по словам Ященко, “умеют решать 1% учителей. Ну не должна массовая школа отвечать за подготовку ребенка к задачам уровня С-5 и С-6, которые решат не более 300 человек!” — подчеркнул он “МК”.  

Гораздо полезнее, по мнению специалиста, “двухуровневая квалификация — по итогам школы и для тех, кто будет соревноваться за поступление в профильный вуз”. Однако в стране принята другая концепция. А потому максимум, на что могут рассчитывать выпускники 2010 года, — более справедливая оценка работ на конце шкалы (90—100 баллов): она пойдет не по случайным параметрам, как в 2009-м, а по целым задачам, заверил Ященко. Между тем идею разнести ЕГЭ по математике на два уровня поддерживают и другие эксперты. “Еще 5 лет назад мы говорили: смешивать в одном флаконе выпускной и вступительный экзамены по математике нельзя, — разъяснил “МК” зампредседателя предметной комиссии ЕГЭ по математике города Москвы Андрей Семенов. — ЕГЭ должен быть двухуровневым — для тех, кто сдает только выпускной экзамен, и для тех, кто будет поступать в математический вуз. Сейчас же выпускник математического класса вынужден решать примитивные задачи, не вызывающие у него ничего, кроме аллергии, а для подавляющего большинства одиннадцатиклассников верхняя граница баллов остается недостижимой. Удел тех, кто нормально учится, но не в профильных классах, — 50—60, в лучшем случае 70 баллов из 100. В итоге родители ходят жаловаться, что учителя не учат их детей решать задачи С-6. А это невозможно в принципе: начиная с 5-х классов, нашей школе хронически не хватает часов по математике: дополнительные возможности есть только в математических классах”.  

Правда, “задания С-1 и С-2 вполне по силам ребятам не из математических, а из обычных, пусть и хороших школ. Тем более что за год пройдет с десяток репетиций, на которых готовят к идеологии экзамена”, — заявил “МК” учитель математики московской гимназии №1567 Леонид Звавич. Да и 50—60 баллов для тех, кому не нужна математика для поступления в вуз, по его мнению, не так уж плохо: “По новым правилам оценка ЕГЭ не повлияет на итоговую за 10—11-й классы. Так что, если в аттестате получается “пятерка”, она там и останется. Что же касается вступительной части, то в вузах сроду не считались с тем, есть ли этот материал в школьной программе”. Однако дети, как оказалось, думают по-другому.  

На днях в “МК” пришло открытое письмо от московского одиннадцатиклассника. Номер школы в нем, правда, не указан (по совету учительницы, чтобы потом не “замучили проверками”). Да и подпись “Денис Кораблев” выглядит скорее как псевдоним, позаимствованный у Виктора Драгунского. Однако поднятый вопрос — на какую часть одиннадцатиклассников рассчитана часть С ЕГЭ по математике и зачем ее дают основной массе ребят — столь важен, что, проведя собственное расследование, “МК” не только “вычислил” школу Дениса, но и побеседовал с его учительницей, представившейся Екатериной Алексеевной.  

“Я думал, для того чтобы хорошо сдать государственный экзамен, достаточно хорошо учиться в государственной школе по государственным учебникам. Оказалось, что я учусь не в той школе и меня учат не по тем учебникам, — сокрушается автор письма. — В пособиях рекомендуют готовиться к части С по учебникам для специализированных классов и профильного уровня. Часть задач части С взята из заданий математических олимпиад”. (В качестве примера приводятся жутковатые для непосвященных названия вроде теоремы Вильсона, китайской теоремы об остатках или малой теоремы Ферма.) “Это, как подтвердит любой специалист, — уровень не 11-го класса средней школы, а 1—3-го курсов вузов. Я, отличник с десятилетним стажем, думал, что знаю все, что должен знать школьник. Оказалось, что я почти ничего не знаю! Научите меня решать олимпиадные задачи на делимость! Моя бабушка всю жизнь проработала учителем. Я не раз от нее слышал, что спрашивать детей можно только то, чему их учили, а спрашивать то, чему не учили, в лучшем случае неприлично. А в худшем случае, извините, глупо”.  

Главную проблему, поддержала Дениса его учительница, представляет “неоправданно завышенный уровень заданий части С для основной массы одиннадцатиклассников: получают их все пришедшие на экзамен — около 1 млн. человек, а решить могут не более 200—300 человек. Такой ЕГЭ сближается с олимпиадой. А ведь между ними — принципиальная разница: на олимпиаду дети идут добровольно и готовы к тому, что им дадут задачи, выходящие за рамки школьной программы. Равно, как и к тому, что могут не решить ни одной из них. Итоговый же экзамен обязателен для всех. Но дети в числе прочих все равно получают задачи, которые видят в первый раз. А это наносит огромную психологическую травму, вслед за которой идут неврозы и комплекс неполноценности”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру