Подробности падения вертолета в Москве: семья бизнесмена спасена

Спасатели рассказали «МК», как помогли выбраться из воды семье строительного магната Евгения Тростянецкого

Инцидент, который стал за последние две недели уже третьим ЧП с участием вертолета в столичном регионе, произошел в субботу вечером в окрестностях Живописной бухты в Москве. Здесь в каких 30 метрах от Рублевского пляжа в воду рухнул геликоптер Robinson R44, принадлежащий главе строительного холдинга Евгению Тростянецкому. К счастью, в этот раз обошлось без жертв: пожилые родители коммерсанта, его маленькая дочь и друг, которые находились на борту, а также пилот сумели выбраться из воды и не пострадали. И даже розлива топлива удалось избежать.

«МК» попытался разобраться в причинах аварии и выяснить, из-за чего растет число таких ЧП с геликоптерами, почему все шишки сыпятся на пилотов, а не на нанявших их олигархов и почему разрешения на полеты выдаются порой в слепую.

Спасатели рассказали «МК», как помогли выбраться из воды семье строительного магната Евгения Тростянецкого

Вечером 22 августа вертолет Robinson R44 появился в небе над Живописной бухтой Москва-реки. Вертушка держала курс в деревню Мякинино, где расположен коттедж президента строительного холдинга «Два капитана» Евгения Тростянецкого. По словам местных жителей, бизнесмен и его родные довольно часто кружат по окрестностям на вертолетах — их у строительного магната аж два. Под воздушные судна на территории частного владения отведена двухместная вертолетная площадка. Кстати, есть тут даже небольшая церковь, которую построили по желанию предпринимателя.

На борту геликоптера находилась семья магната: его четырехлетняя дочка, пожилые родители 81-летний отец Яков Соломонович и 83-летняя мать Ирина Александровна, их друг Александр Утлик. За штурвалом находился пилот Геннадий Сидоров. Компания летела с дружеской встречи. До дома оставалось всего-ничего. Пилот пошел на посадку, но... не дотянул и сел на воду.

Дело было в районе 19 часов, уже темнело, но мы сразу заметили вертолет, - рассказывает сотрудник спасательной станции Рублево Александр. - Он сел метров в 300 от нас, так что уже через пару минут наш катер был на месте. Тут же подплыл и катер Государственной инспекции по маломерным судам Московской области. Вертолет сначала просто плавал, не тонул, так что все пассажиры смогли выбраться. Бабушка с дедушкой вытащили внучку. Девочка, кстати, не успела даже испугаться. Глубина там не большая - примерно 1,5 метра, до берега — метров 30. Так что они, по сути, сами себя спасли, вброд добрались до суши. А вот пилоту мы помогли. Нам пришлось потом еще доставать его ботинки из воды...

Уже на берегу семью обогрели, осмотрели. Прибывшие медики «скорой» не нашли у них никаких повреждений. Да и сами пассажиры торопились домой, поэтому от госпитализации отказались, тем более, что до особняка, куда они направлялись, рукой подать. Что касается вертолета, то он сначала завалился на левый бок, а потом затонул. Операцию по его извлечению из воды отложили на светлое время суток.

Утром 23 августа и без того небольшое количество отдыхающих разогнали спасатели, которые готовились вытащить геликоптер. Два катера и одна лодка МЧС оцепили место падения вертолета (он лежал на глубине около полутора метров). Водолазы несколько раз нырнули в воду, чтобы прицепить к «Робинсону» надувные понтоны. Чуть позже эти приспособления буквально вытолкнули махину на поверхность воды, после чего катеры отбуксировали ее с места падения. Вся операция по извлечению транспорта со дна заняла около пяти часов. В ближайшее время эксперты обследуют машину на предмет возможных неисправностей. Пока же проводится доследственная проверка. Однако уже сейчас установлено, что пилот не был пьян в момент аварии. У него имеются допуск и соответствующие документы на право управления вертолетом.

 

На борту рухнувшего в Рублево вертолета Robinson находилась семья бизнесмена

На борту рухнувшего в Рублево вертолета Robinson находилась семья бизнесмена

Смотрите фотогалерею по теме

Предварительная причина вынужденной посадки - сбой двигателя винтокрылой машины. Так это или нет точно выяснит следствие. Как объяснил пилот Геннадий Сидоров, машина начала самопроизвольное снижение, возможно, из-за потери тяги винта. Тем не менее в происшествии поспешили обвинить именно его. Официальные лица стали говорить, дескать, он не справился с управлением, не хватило опыта. Потом и вовсе заявили, что у него не было лицензии.

-Все, что нужно ему для полета, - свидетельство частного пилота, - говорит заместитель председателя Ассоциации вертолётной индустрии Александр Калачев. - Все прочие документы не нужны. За всевозможные разрешения отвечает владелец судна.

Так что при таком положении с Сидорова спрос маленький. Если он только не нарушил инструкции. Но вот тот же Калачев уверяет, что пилотов на частные вертолеты сегодня в России готовят по международным стандартам. И наши «рулевые» не хуже и не лучше европейских. Без знаний всех нюансов экзамены не сдашь — а они посерьезнее чем в ГИБДД на водительские права.

-А вот я вам скажу, что коррупция там еще сильнее чем в ГИБДД, - говорит один из частных пилотов (пожелал не обнародовать его имя). - Чтобы получить свидетельство, нужно в общей сложности потратить около миллиона рублей. Так что в частные пилоты идут не самые талантливые, а состоятельные. Правда, «отбить» эти деньги можно за полгода работы: средняя зарплата пилота «Робинсон Р44» - 150-170 тысяч рублей.

Нашлись и такие, что заступился за Сидорова: мол, если бы он не посадил вертолет на воду, то аппарат бы врезался в жилые дома и тогда трагедии было бы не избежать. Однако эксперты все же склонны считать, что ничего героического он точно не совершил, а сделал все точно по инструкции.

Сразу же после ЧП начали происходить странности: чиновники то заявляли, что полет был несанкционированным, то брали свои слова обратно и уверяли о его законности.

- На самом деле все просто: пилот должен уведомить диспетчерскую службу местных воздушных линий о том, когда, куда он летит, - говорит бывший член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами генерал-майор авиации Борис Туманов. - Причем, он сообщает точное время и точные координаторы своего маршрута. Но на этом все. Никакого специального разрешения не требуется. Вообще в свое время мы написали даже проект целого закона о малой авиации, который предусматривал выделить ее в отдельный вид и все нюансы там оговорить. Мы понимали, что частных вертолетов будет появляться с каждым годом все больше и больше и такие ЧП нужно будет предотвращать. Но Минтранс его забраковывал. Впрочем, сейчас в правилах полета все довольно точно прописано и если пилот их неукоснительно выполняет, то это уже защита от аварии.

Так или иначе, но число катастроф с геликоптерами растет — за последние две недели это уже третий случай. Напомним, самый трагичный произошел 8 августа над Истринским водохранилищем в Подмосковье: в результате столкновения гидроплана Cessna и вертолета Robinson 44 погибли девять человек, в том числе двое несовершеннолетних. А не далее, как 21 августа в Московской области в районе деревни Хлюпино совершил жесткую посадку еще один Robinson, пилот, правда, даже не пострадал. По всей вероятности, чем большую популярность будет набирать вертолет как вид транспорта, тем больше катастроф будет происходить. И никакие правила этому не помешают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26893 от 24 августа 2015

Заголовок в газете: Москву накрыло винтом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру