Четыре причины катастрофы “Ту-204”

Виновны: отказ автоматики, человеческий фактор, отсутствие локатора в аэропорту и выгода авиакомпании?

Виновны: отказ автоматики, человеческий фактор, отсутствие локатора 
в аэропорту и выгода авиакомпании?
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) огласил предварительные результаты расследования аварии пассажирского самолета “Ту-204-100”, которая произошла 22 марта в аэропорту “Домодедово” (пострадало 8 членов экипажа). Согласно данным расшифровки “черных ящиков”, у лайнера произошел отказ электроники, что могло послужить одной из причин крушения самолета.

Дословно в сообщении МАК об этом говорится следующее: “…экипаж готовился к посадке в аэропорту “Домодедово” на ВПП-14 правая по системе ИЛС (курсо-глиссадная система: по-английски называется Instrument Landing System, и аббревиатура ILS иногда пишется как ИЛС. — Ред.) в директорном режиме. В процессе снижения, на высоте около 4000 метров, зафиксирована нештатная работа вычислительной системы управления полетом (ВСУП), приведшая к невозможности дальнейшего использования автоматических режимов полета и отображения директорных стрелок. Экипаж определил отказ (в том числе невозможность использования директорных стрелок) и перешел на ручное управление. В дальнейшем экипаж диспетчеру о ситуации на борту не докладывал, изменение системы захода не запрашивал и продолжил заход с использованием имеющегося навигационного оборудования”.  

Что это означает, “МК” попросил прокомментировать авиационного эксперта, пилота, кандидата технических наук, специалиста по безопасности полетов Владимира Герасимова:  

— Во-первых, в ручном режиме при такой погоде — а был густой туман — экипаж сажать самолет не имел права. Когда поступила вводная — отказ директорных стрелок (директорные, то есть главные, они показывают, куда и насколько надо отклонять самолет, чтобы выйти на схему посадки), — экипаж должен был уйти на второй круг, затем на запасной аэродром с более нормальными погодными условиями. Причем топлива для этого у них было вполне достаточно. По данным МАК, “на момент авиационного происшествия в баках самолета оставалось не менее 9 тонн топлива”.  

Во-вторых, то, что экипаж не доложил на землю о случившемся на борту и не запрашивал изменения системы захода на посадку, тоже неправильно. Летчики обязаны были это сделать.  

В-третьих, главная функция диспетчерской службы — обеспечить движение воздушного судна в пределах установленных маршрутов и схем заходов на посадку. Для этого на земле устанавливается посадочный локатор. На нем в крупном масштабе видно движение самолетов по курсу и глиссаде, видя это, диспетчер подсказывает экипажу, когда самолет отклоняется. На аэродроме в “Домодедово” посадочный локатор не работал и, говорят, был даже снят в целях экономии средств. То есть у экипажа произошло усложнение условий полета, а при этом помощи с земли он никакой не получил.  

В результате можно сделать однозначный вывод: безусловно, в данном случае имел место пресловутый “человеческий фактор”.  

Как сообщил “МК” другой авиационный эксперт, такие действия экипажа связаны с тем, что уже следующим утром оба пассажирских самолета этой авиакомпании стояли в плане на очередной чартерный рейс. Если бы летчики отправились на другой аэродром, полет мог быть сорван или задержан на несколько часов, а это — лишние денежные траты для компании, которые руководством, естественно, не приветствуются.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру