“Надо было его наказать”

Главный судья по универсальному бою Андрей Чумляков рассказал, каков Расул Мирзаев в бою

В 2009 году в Ростове-на-Дону состоялся поединок чемпионата России по универсальному бою за выход в восьмерку лучших между печально известным теперь уже Расулом Мирзаевым и Евгением Баловиным. Обвиненный сейчас в убийстве Ивана Агафонова, Мирзаев тот бой проиграл со счетом 1:2 и, говорят, даже был дисквалифицирован за агрессивное поведение. “МК” связался с главным судьей того поединка, председателем судейской коллегии Международной федерации по универсальному бою Андреем Чумляковым и попросил вспомнить, как все было на самом деле:

Главный судья по универсальному бою Андрей Чумляков рассказал, каков Расул Мирзаев в бою

— Все было немножко не так… Расул проиграл выход в восьмерку. Потом стали выступать его партнеры по команде. И с его стороны были выпады на судейскую коллегию. Я остановил схватку, собрал всех судей и подозвал Расула. Он не подошел. Мы решили его дисквалифицировать за неэтичное поведение. Однако его тренер и руководитель Денис Витальевич Клопнев четко Расулу объяснил, что здесь серьезные люди и серьезные правила, поэтому нельзя так себя вести. Мирзаев в результате подошел к нам, извинился. Судьи были настроены категорично, хотя он проиграл, даже в восьмерку не вошел, и, конечно, мы не хотели это просто так оставлять, несмотря на извинения. Ведь были остановлены соревнования, ушло время на разборки… Надо было его наказать. Собирались записать в его личную карточку выговор. К сожалению, у нас такая система, что у наших спортсменов не у всех есть паспорта. В итоге так все и оставили. Но! Должен сказать, что Мирзаев выступал и в следующем году, занял третье место, и вот тогда это был уже совершенно другой человек — очень вежливый, спокойный… Можно сказать, я даже удивился, застенчивый, что ли! Видно, Денис Витальевич провел с ним большую работу. Расул вел себя очень-очень хорошо. Потом я с ним несколько раз встречался. Честно скажу, что вначале он мне показался хамоватым, а потом, когда продолжили знакомство, я смотрю, он уже рассудительный, спокойный, всегда подходил, спрашивал: «Как дела? Как здоровье?» Нормальный мужик. А тогда… Думаю, это был взрыв эмоций, он может быть у любого человека. За своих болел, в конце концов.

А по факту убийства, конечно, я вам как судья и тренер скажу: оправдывать его нельзя в этой ситуации. Но как мужчина… У меня есть любимая женщина — моя жена, я не знаю, как бы я себя повел в ситуации, если бы мою жену кто-то попытался оскорбить. Следствие разберется во всем. Бить, может, не стоило, есть другие способы человека успокоить, урезонить. Я всегда ученикам говорю, что человек создал разные виды единоборства, но до сих пор не создал запасные части для самого себя. Поэтому вы всегда должны знать, что каждый поставленный удар может привести к летальному исходу — это оружие, данное бойцу.

— Вы видели Мирзаева в бою не раз. У него хорошо был поставлен удар?

— Я первый тренер Сергея Харитонова. Я его довел до десантного училища и водил его поступать туда. Вот это сильный боец! Почему? Во-первых, он — в супертяжелой весовой категории. Плюс сильнейший боец мира. Про Мирзаева я не могу так сказать. У него вес — 65 кг. Он же «мухач»! На силу удара это тоже влияет. Да, он — хороший боец на своем уровне. Но то, что он супербоец, — а я видел его бои, — я сказать не могу.

— А характер? Он заводится от драки?

— Я, когда работаю судьей, смотрю каждый бой. Я могу сесть в 9 утра и в 11 вечера закончить. Помню все поединки… Агрессии у него никогда не было: чтобы кровь лилась и он от этого заводился еще больше. Я его не оправдываю. Не может быть такому оправдания. Жизнь человека — это самое главное. Вот про Вячеслава Дацика я могу много рассказать, я же судил и его бои тоже. Помню, в 2000 году на международном турнире он моему ученику чуть ногу не оторвал. Мы его вдесятером оттащить не могли. Слава богу, у него на голове был шлем с забралом, если бы не он — Дацик бы моему парню ногу зубами стал рвать. Вот тут полная агрессия! Его вообще нельзя с Расулом сравнивать: у Мирзаева есть чувство понятия, чувство тормоза, такта… Просто он оказался не в том месте не в то время — и этот удар сломал всю его жизнь. Но если так разобраться… Поставлен удар? Да, поставлен. Но я могу поставить удар за 5 тренировок. Потому что если в челюсть прилетает кулак, происходит какая-то вспышка — и человек падает. А падая, он себя не контролирует. Спортсмены же при падении подсознательно перестраховываются. У них это на автоматизме. Погибший мальчик, как я понял, был не спортсмен и таких навыков не имел.

Сюжет:

Дело Мирзаева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру