Хроника событий Пожарную безопасность новых домов проверит Мосгосстройнадзор Компенсации за жилье меньшей площади по программе реновации рассчитают по рыночной цене Реновация продолжается: к заселению готов новый дом на проспекте Вернадского Новая жизнь в старых кварталах Первые москвичи подписали документы на переезд из пятиэтажек

Москве без метро не бывать

В будущем году в городе появится три новых направления подземки

20.12.2017 в 18:27, просмотров: 30416

Для жителей Москвы близость к метро — едва ли не важнейший аргумент при выборе жилья: как отмечают эксперты, после появления в районе станции метро стоимость квартир вырастает почти на 30 процентов. Наш город постепенно избавляется от медвежьих углов, куда добираться приходится на перекладных, — не охваченных метрополитеном районов почти не осталось. В 2017 году были открыты три станции метро («Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская»), а всего с 2011 года — уже 24 новые станции, а также Московское центральное кольцо.

Москве без метро не бывать
В 2017 году метро пришло в район Раменки. Фото: stroi.mos.ru

Отсутствие поблизости станции метро портило жизнь не только обитателям отдаленных районов вблизи МКАД, но вполне старых, обжитых мест недалеко от центра города. Например, район Раменки в Западном округе традиционно считался одним из самых престижных в столице благодаря хорошей экологии и близости расположенного на Мосфильмовской улице посольского квартала, однако отсутствие линии метро значительно подрывало любовь жителей к родным местам.

— Мы получили квартиру на Мичуринском проспекте в 2004 году. Сначала так обрадовались: хороший район, всегда так его все хвалили, да и университетов кругом много, такие возможности для дочки! — рассказывает 43‑летняя Полина. — Но буквально через неделю за голову схватились: каждая дорога на работу и обратно — целый квест; автобусами до «Киевской» добирались, потом появился «Славянский бульвар», но все равно неудобно. А на машине — в пробке встаешь... Зато сейчас у нас новая станция — «Ломоносовский проспект», почти совсем рядом с домом. Дождались!

Новые станции открылись 16 марта 2017 года. По данным столичного Стройкомплекса, открытие трех станций метро на Калининско-Солнцевской линии в 2017 году сократило жителям западных районов города (речь о Раменках и Фили–Давыдкове) дорогу до центра почти вдвое. Станции «Раменки», «Минская» и «Ломоносовский проспект» расположились на Минской улице, на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов и близ Винницкой улицы.

Это облегчило жизнь почти 600 тысячам москвичей, а также позволило разгрузить соседнюю, Сокольническую линию метро — раньше часть жителей Раменок предпочитала добираться на общественном транспорте до «Проспекта Вернадского» или «Юго-Западной», нагружая и без того плотно работающий участок метро. Кроме того, открытие новых станций позволило улучшить транспортную доступность таких важных городских объектов, как МГУ, парк Победы и «Москва-Сити».

В ближайшее время планируется протянуть желтую линию еще дальше — до Рассказовки, через Солнцево, Новопеределкино и Боровское шоссе. Строительство новых станций уже идет. По словам главы Стройкомплекса Марата Хуснуллина, речь идет о 19 км линий с выходом на новые территории — удастся обеспечить метро жителей поселений Внуковское и Московский ТиНАО. Линию до Рассказовки планируется открыть уже весной 2018 года.

В другом направлении облегчило жизнь юго-западных и западных районов, а также Новой Москвы открытие станции «Тропарево» на юге Сокольнической линии в 2014 году, а через год — станций «Саларьево» и «Румянцево», вдоль Ленинского проспекта, переходящего в Киевское шоссе. Эти станции были одними из первых, выведенных за пределы МКАД, и они смогли значительно облегчить транспортную доступность города для жителей некоторых поселений Новой Москвы. В перспективе Сокольническую линию планируется протянуть до станции «Столбово» (в 2019 году), сделав ее практически повторяющей трассу Солнцево–Бутово–Видное (ожидается, что метро дойдет до Бутова).

В Люберцы и Новокосино

Юго-восток Москвы традиционно считается одной из самых сложных территорий — ряд факторов привел к тому, что жилье там популярностью не пользовалось. Однако ситуация серьезно изменилась после открытия станций «Жулебино» и «Лермонтовский проспект» в 2014 году, появление которых превратило недавние выселки в современные микрорайоны с развитой транспортной инфраструктурой.

Напомним, что Выхино–Жулебино — один из крупнейших районов в столице (его площадь около 1,5 тыс. га). Огромный район разделяет надвое почти естественный предел — МКАД, приблизительная ширина которого составляет 40–50 метров. При этом пешеходных переходов, удобных для жителей, в районе существует всего два: около Ферганского проезда и у развязки с Новорязанским шоссе, то есть пешеходная прогулка из Выхина в Жулебино и обратно вряд ли окажется приятной. По сути, это два разных района: старое Выхино внутри кольцевой, застройка которого пришлась на хрущевскую эпоху, и современное, наполненное новостройками Жулебино за пределами МКАД.

Раньше для того, чтобы добраться до ближайшего метро (бывшей «Ждановской»), людям приходилось двигаться на общественном наземном транспорте по перегруженным Рязанскому и Октябрьскому проспектам через МКАД, в результате чего дорога только внутри района растягивалась почти на час. Причем речь не только о тех, кто спешит на работу, — по обе стороны МКАД оказались и такие социально значимые объекты, как поликлиники, МФЦ, больница и Рязанский отдел ЗАГС. После появления в районе новых станций метро дорога, например, для пенсионеров в поликлинику и обратно сократилась почти вдвое, и бонусом — бесплатный проезд (в отличие от прежних маршрутных такси).

Как результат — изменение отношения: многие признают, что сегодня предпочли бы жить возле метро «Жулебино» за МКАД, чем вдалеке от более старого и вроде бы обжитого «Выхино». Красивые многоэтажные дома, стоящие среди ухоженных бульваров, с магазинами на первых этажах — почти что утопия. Ради новостройки в зеленом районе москвичи нередко перебираются куда дальше; а жителям юго-востока столицы теперь достаточно лишь проехать одну-две лишних остановки на метро, чтобы насладиться сочетанием природы и инфраструктуры. Жулебинский и Хвалынский бульвары действительно напоминают бульвары, а не просто широкие улицы, неизвестно зачем названные красивым французским словом. Тень от деревьев, клумбы, гуляющие мамы с колясками и пожилые мужчины с газетами — все в точности так, как было когда-то на Бульварном кольце в центре Москвы. Станции «Жулебино» и «Лермонтовский проспект» обеспечили метрополитеном в шаговой доступности примерно 90 процентов населения замкадной части района — порядка 100 тысяч человек, а загруженность транспортного узла в районе «Выхино» снизилась в полтора раза.

Кроме того, сложную транспортную ситуацию в районе обещает решить запуск Кожуховской линии метро (от станции «Нижегородская» до «Некрасовки»), которая будет соединена пересадочным узлом на станции «Косино» с Таганско-Краснопреснеской линией (станция «Лермонтовский проспект»). Открытие новых станций метро (уже решено, что линия будет окрашена на карте в розовый цвет) запланировано на 2018 год. Ожидается, что их появление будет способствовать улучшению транспортной доступности районов Рязанский, Кузьминки, Выхино–Жулебино, Косино-Ухтомский — того самого юго-востока Москвы, который сейчас считается непрестижным. Сейчас из тех краев (включая Некрасовку) люди вынуждены выбираться на электричках или наземным транспортом.

МЦК разгрузило радиальные линии метро на 15–20%. Фото: агн москва

В Огородном проезде

Одним из неблагополучных районов Москвы традиционно считается участок между серой и оранжевой линиями метро: мало того, что они не пересекались и не пересекаются между собой (что породило множество городских анекдотов), так еще и монорельсовая дорога не сильно облегчила жизнь: дорого, редко ходит — увеличенные интервалы. Теперь эта проблема решена: в 2016 году между серой и оранжевой линиями появился новый участок салатовой. Станции от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской» протянуты вдоль Огородного проезда и улицы Милашенкова и Шереметьевской.

Открытие новых станций позволило жителям районов Бутырский, Марфино и Тимирязевский выбирать более удобную станцию подземки, что значительно разгрузило Серпуховско-Тимирязевскую линию: напомним, что возле «Петровско-Разумовской» находится крупный хаб наземного транспорта, а также одноименная станция железной дороги.

— Теперь я едва ли не в три раза быстрее добираюсь до работы, да еще и комфортнее, — рассказывает Надежда, живущая на Дубнинской улице. — Раньше каждое утро была игра на выживание: сначала автобусом до «Петровско-Разумовской», там с пересадкой до «Бауманской», где я работаю. Вылезаю помятая, уже заранее злая. Теперь также доезжаю до метро, но сажусь уже на салатовую ветку и еду по прямой до «Чкаловской», а там четверть часа прогулки. В вагоне сижу, книжку читаю, а из-за того что стала гулять, еще и похудела на пару кило, приятно!

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, новый участок Люблинско-Дмитровской линии проходит через густонаселенные районы Москвы, и появление трех новых станций обеспечило транспортную доступность для 240 тысяч москвичей.

— Это одна из самых сложных веток столичной подземки, строительство которой началось практически 25 лет тому назад. Из-за сложнейших геологических условий работы были остановлены и стройку законсервировали. Мы за последние годы сумели возобновить строительство и реализовать сложнейший и самый опасный проект. Но результат того стоил, — заявил мэр Москвы.

В будущем году Люблинско-Дмитровскую линию метрополитена планируется продлить дальше на север — через пересечение со станцией «Окружная» МЦК до станции «Лианозово» (открытие запланировано в 2020 году). Тогда появится новый транспортно-пересадочный узел, состоящий из станций «Окружная» и «Владыкино» МЦК, «Окружной» Люблинско-Дмитровской линии и «Владыкино» Серпуховско-Тимирязевской. Предполагается также, что появление метро в этом районе снизит автомобильную нагрузку на Дмитровское шоссе. Как следствие — улучшение экологического состояния районов, признанных наиболее загазованными.

Еще одно кольцо стало обручальным

Запуск Московского центрального кольца стал главным событием не только 2016 года, но и последних пяти, или даже десяти, лет — это транспортное решение, подобных которому в Москве не бывало уже давно. С помощью МЦК удалось не только обвить метрополитен еще одним кольцом (напомним, что запуск Третьего пересадочного контура ожидается уже в 2018 году), но и обеспечить транспортную доступность тех районов, где подземного метро все еще не хватает, — станции МЦК действуют не как классические пересадочные узлы, а как самостоятельные единицы.

Например, появление станции «Белокаменная» МЦК облегчило жизнь в отдаленном уголке Богородского района на востоке Москвы — в самом начале Краснобогатырской улицы, где сейчас появилось несколько новых жилых комплексов.

— Раньше мы садились на трамвай и ехали до «Бульвара Рокоссовского» или до «Преображенской площади». Не так уж плохо, но неудобно, — поделилась наболевшим тридцатилетняя Анастасия. — Теперь я бодрым шагом дохожу до МЦК и еду до пересечения с любой нужной мне линией. Получается, что две дороги под домом: и красная, и МЦК!

Также довольны появлением МЦК живущие на Севастопольском проспекте — район Котловка всегда считался тихим, по-московски уютным, но, к сожалению, лишенным метро. Теперь благодаря появлению станции МЦК «Крымская» добраться до центра города оттуда удается гораздо быстрее.

За год работы МЦК перевезло более 100 млн пассажиров, в т.ч. в часы пик. Как пояснил глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин, с его помощью удалось снизить нагрузку на основные линии метро: на Кольцевой линии — на 15%, Сокольнической — на 20%, Люблинской — на 14%, Филевской — на 12%.

Кроме того, уже сейчас для пассажиров пригородных поездов со станций МЦК доступны шесть пересадок на пригородные поезда. Скоро их станет восемь — сейчас работы проводятся на Ярославском, Казанском, Горьковском, Курском, Павелецком, Рижском и Савеловском направлениях Московской железной дороги, а также на Октябрьской железной дороге. Как сообщил руководитель городского департамента строительства Андрей Бочкарев, сейчас ведется необходимая для этого работа.

— Фактически мы сформируем полноценные транспортно-пересадочные узлы, которые позволят пассажирам комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, не выходя на улицу, — отметил глава ведомства.

Так, МЦК поможет не только жителям Москвы, но и области. Кроме того, необходимо учитывать, что МЦК — это бывшая Московская окружная железная дорога, к которой прилегают территории бывших промышленных зон. Многие из них в ближайшее время будут преображены — там появятся новые жилые кварталы (в т.ч. в рамках реализации программы реновации) и рабочие места.

— Строительство новых транспортных узлов на МЦК даст городу серьезный экономический эффект. Здесь появится около 40 тысяч новых рабочих мест, изменив географию мест приложения труда. При этом еще более 3 тысяч рабочих мест создается на самой магистрали, — объяснил глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Реновация. Хроника событий


Партнеры