Старикам здесь место

Как помочь москвичам, страдающим болезнями пожилых

Продолжительность жизни москвичей растет с каждым годом. По этому показателю Москва уже существенно обогнала Россию. По данным главы социального комплекса городского правительства Леонида Печатникова, сейчас москвичи в среднем доживают до 75-летнего юбилея, в то время как среднестатистический россиянин с трудом дотягивает до 70 лет. «Мы практически сравнялись со странами Восточной Европы. Если брать только продолжительность жизни москвичей, без учета остальной России, то мы не очень-то отстаем и от продолжительности жизни в странах Западной Европы», — заявил недавно Печатников.

С одной стороны, эта информация обнадеживает. Однако врачи говорят о неминуемом росте в ближайшие годы болезней старости, наиболее популярна среди которых деменция, причиной которой нередко становится болезнь Альцгеймера. Можно ли предотвратить развитие этого заболевания, которое существенно омрачает жизнь и самому пациенту, и его родным, — выяснял «МК».

Как помочь москвичам, страдающим болезнями пожилых

Каждый пятый москвич в течение жизни так или иначе столкнется с деменцией — таким медицинским термином обозначают более известное в народе словосочетание «старческое слабоумие» или даже более обидное «старческий маразм». Возраст — главный фактор риска развития этих хворей. Чем старше человек, тем выше риск «впасть в детство». Например, риск заполучить деменцию между 70 и 80 годами возрастает в 10 раз! В связи с глобальным старением населения планеты ученые предрекают в ближайшие десятилетия бурный рост подобных больных. Удвоение будет происходить каждые 20 лет.

Если уж говорить о факторах риска, то для развития деменции немаловажен и пол. Установлено, что болезнью Альцгеймера чаще страдают женщины. По некоторым данным, это связано с дефицитом гормона эстрогена после наступления менопаузы. Однако надо отметить, что сосудистая деменция все-таки больше затрагивает мужчин, которые чаще страдают от проблем с сердцем и от повышенного артериального давления.

Разумеется, нельзя не упомянуть и такой важный фактор риска, как наследственность. Болезнь Альцгеймера может передаваться с генами. Однако если у родителей она проявила себя после 65 лет, риск развития болезни у детей не намного выше, чем у людей, в семьях которых деменции не было вообще.

Любопытный факт. Максимальные возможности мозга достигаются в среднем к 22 годам и сохраняются на протяжении нескольких лет. Однако к 30 годам они начинают снижаться. Такое заключение сделал профессор из университета Вирджинии Тимоти Солтхаус по итогам семилетнего исследования, в котором приняло участие около 2000 испытуемых в возрасте от 18 до 60 лет. Оказалось, некоторые когнитивные расстройства начинаются у здоровых образованных людей уже в 20–30 лет. В частности, это касается скорости и точности мышления, а также эффективности пространственного воображения. Позже, примерно в возрасте 37 лет, выявляется первый спад в заданиях на память. Болезнь же Альцгеймера начинает развиваться за 20 лет до того, как проявит себя первыми симптомами в когнитивной сфере.

Старость — не радость?

«Два последних года жизни нашего дедушки превратились для нас в сущий ад, — рассказывает Ирина Панасенко из Котельников. — Все началось незаметно: сначала он стал забывать, куда положил очки. Потом стал оставлять включенным газ на плите. Настал момент, когда главной чертой его характера стала агрессия. Он мог проснуться среди ночи, достать топор и стоять над моей кроватью со злой ухмылкой. Не узнавал ни жену, ни детей, ни внуков».

Перечисленные выше симптомы для деменции типичные. Как отмечает доктор психологии, когнитолог Александр Сонин, при этом заболевании приобретение новых знаний и навыков существенно затрудняется, притом что ранее усвоенные утрачиваются. О легкой стадии этой хвори говорят следующие признаки: начинающаяся утрата профессиональных навыков, потеря интереса к общению с окружающими, к увлечениям. Но при этом человек сохраняет навыки самообслуживания и может ориентироваться в пределах своего дома.

Если болезнь вышла на следующую стадию, пациент начинает забывать, как пользоваться телефоном, пультом телевизора, кухонной плитой, порой не может самостоятельно открыть замок.

В самых тяжелых случаях пациенты становятся полностью зависимыми от посторонней помощи даже в самых простых действиях (одевание, прием пищи, гигиена).

Практика показывает, что многие люди, которые впервые столкнулись с забывчивостью, неряшливостью, неопрятностью, потерей интереса к жизни у родственника, не уделяют им должного внимания и списывают на естественные механизмы старения. А к врачам обращаются лишь в тех случаях, когда болезнь зашла далеко. Кстати, по статистике, пациенты с деменцией живут в среднем в течение 8–10 лет после постановки диагноза.

Однако любое заболевание легче всего победить, если начать лечить его на ранних стадиях, и деменция — не исключение.

Займитесь фитнесом для мозга

К сожалению, ученые пока не выяснили причин появления деменции, поэтому гарантий полного выздоровления человеку никто не даст. Некоторые «специалисты» и вовсе говорят, что лечить «старческое слабоумие» бесполезно — мол, возрастные изменения в организме не исправить никакими лекарствами. «Это абсолютно не так! — отмечает Сонин. — Во-первых, не все виды деменции необратимы. Некоторые отступают после устранения их причины. Во-вторых, даже в случаях, когда деменция вызвана неизлечимым заболеванием, современная медицина располагает антидементными препаратами, сдерживающими темпы развития негативных последствий. В этом смысле лечение слабоумия не только возможно, но и необходимо. Оно помогает больному дольше сохранять контакт с окружающими и заботиться о себе и продлевает его семье минуты живого общения с любимым человеком, снимая при этом часть нагрузки по уходу». Увы, по экспертным оценкам, максимум 3% российских больных получают такое лечение — одним оно слишком дорого (около 5 тыс. рублей в месяц), другие о нем просто не знают.

Зато в случае с деменцией отлично работает профилактика. А она заключается прежде всего в правильном питании, которое препятствует повышению давления и развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Важны также отказ от никотина и спиртного, спорт на свежем воздухе, пешие прогулки. Но главное — это постоянная умственная активность. Упражнения для мозга так же необходимы, как и упражнения для тела. Полезно заниматься работой в саду, танцами и даже уборкой, устно считать, разгадывать кроссворды, посещать лекции, музеи и концерты, изучать иностранный язык. В последнее время в мире даже появился термин «фитнес для мозга». А еще установлено, что люди с широким кругом общения лучше сохраняют память, чем малообщительные люди. Врачи говорят, что образование не препятствует гибели нейронов, но позволяет более успешно компенсировать их потерю. И еще очень важно общение с близкими. По данным ученых, у людей, которые не завели семьи в среднем возрасте, риск заболеть деменцией повышается вдвое...

Ретрокомната перенесет в прошлое

В некоторых странах Европы разработаны и действуют национальные программы по поддержке дементных больных и ранней диагностике деменции. Первой страной, где появилась такая программа, стала Франция. В основном же в развитых государствах 50% финансовой нагрузки по уходу за дементными больными ложится на членов семьи, а оставшаяся половина — на службы социальной защиты и систему здравоохранения.

В России никакой национальной программы нет, и из деменции никто не делает вселенской проблемы. В итоге основная нагрузка ложится на родственников больных.

Москвичам в этом отношении повезло гораздо больше. Система социальной помощи горожанам включает множество различных услуг, многие из которых недоступны в большинстве регионов.

— На социальное обслуживание на дому, которое включает помощь и уход за пожилыми людьми, могут рассчитывать одинокие москвичи, утратившие способности к самообслуживанию. Им достаточно обратиться в Центр социального обслуживания по месту жительства. Соцработники приносят своим подопечным продукты питания, оплачивают счета, помогают убирать квартиры, готовить пищу, — рассказывает пресс-секретарь столичного Департамента социальной защиты населения Анна Шаповалова. — В некоторых случаях мы предоставляем соцобслуживание на дому и не одиноким людям — например, если дети живут далеко от них или больны. Если же дети проживают с родителями, то обязательства по уходу за ними они должны взять на себя.

Кроме того, в Москве есть сеть пансионатов для ветеранов труда — это современные учреждения с развитой инфраструктурой. Например, в пансионате №31 есть специальная ретрокомната со старинными пластинками, граммофонами, книгами — вся эта обстановка позволяет вернуться в прошлое, что так важно для людей с деменцией.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру