Трамвай станет машиной времени

На ретроулице вновь пустят в дело законсервированные рельсовые колеи

Московский парадокс: улица с совершенно невыразительным, заурядным названием — Школьная — является на сегодня фактически одной из самых ярких достопримечательностей столицы. Однако степень этой достопримечательности может стать и еще выше, если подключить к делу трамвай. И такая перспектива сейчас становится вполне вероятной.

На ретроулице вновь пустят в дело законсервированные рельсовые колеи

Школьная примостилась у истока старинной Владимирки — шоссе Энтузиастов. С XVII до середины XIX века в этих местах располагалась Рогожская Ямская слобода, которая более 250 лет назад вошла в состав города. Основная часть местных жителей занималась извозом на столбовой дороге, ведущей из Москвы в село Рогожи (нынешний город Ногинск). Центральную улицу слободы наши прадеды называли сперва Тележной, потом Крутоярской (по названию расположенного здесь питейного дома «Крутой Яр»), еще позднее – 1-й Рогожской, ну а в советское время на волне массовых переименований эта магистраль местного значения получила свое нынешнее имя.

Постройка железной дороги подкосила извозный промысел, ямщицкое дело пришло в упадок, и к концу XIX в. слободу заселили посторонние — мещане и небогатые купцы. После опустошительного пожара 1862 года, когда в слободе сгорело более 160 домов, здесь стали строить в основном каменные здания. Самые презентабельные из них выстроились вдоль главной улицы – нынешней Школьной. Четыре десятка двух- и трехэтажных домов разных фасонов сохранились здесь, придавая улице неповторимый колорит московской старины.

В 1980-е над этим заповедным уголком нависла угроза уничтожения. Был подготовлен проект, согласно которому на месте Школьной и соседней Тулинской улиц должен был появиться этакий Новый Арбат №2: все старье убираем и ставим современные здания из стекла и бетона! Однако второй «вставной челюсти Москвы», к счастью, не получилось. Ряды новых многоэтажек хоть и поднялись в бывшей Рогожской Ямской слободе, однако радетелям старины все-таки удалось отстоять на самой Школьной улице две шеренги обрамляющих ее домов дореволюционной постройки (хотя от некоторых из них и сохранились фактически лишь передние фасады).

Ретродома отреставрировали, покрасили, уличные тротуары замостили брусчаткой и даже поставили несколько фонарей «под старину». Получился действительно уникальный уголок прежней Москвы — очень гармоничный в единстве своего архитектурного облика (чего так не хватает напыщенному Старому Арбату!). Больше нигде в нашей столице невозможно теперь увидеть такой большой фрагмент сохранившейся типовой городской застройки второй половины XIX в., не нарушенной более поздними архитектурными вставками.

Школьную на всем ее почти полукилометровом протяжении объявили пешеходной зоной. В этом качестве она и пребывает ныне — такая патриархальная, купеческая, тихая. Только по выходным экс-Тележная оживает, наполняется людским бурлением: здесь регулярно устраиваются ярмарки.

Для ценителей московской старины, для киношников, снимающих фильмы про прошлое, Школьная является ценнейшим объектом. Однако для полного совершенства ей не хватает одного важного штриха.

Среди других слободских улиц эта выделялась характерной приметой: улица очень широкая, поскольку изначально приспособлена была для свободного проезда многочисленных обозов. Так что, когда в начале 1950-х по Школьной решили провести трамвайную линию со стороны Костомаровского моста, это не вызвало проблем — рельсовые колеи проложили прямо посередине мостовой. С трамваем этот заповедный уголок стал казаться еще более старомосковским. Но, увы, такая гармония просуществовала не долго: в августе 1980 г. в связи с началом реконструкции района бывшей Рогожской Ямской слободы и строительством здесь кварталов новых многоэтажек движение трамваев по Школьной было прекращено. Этот участок путей отрезали от трамвайных линий, проложенных по Рогожскому Валу и Большой Андроньевской. Однако рельсы на улице не сняли — они продолжали красоваться посреди мостовой, однако в августе 2000-го Школьную улицу вдруг захотели посетить некие VIP-персоны, и перед их визитом неработающие рельсовые колеи было велено быстренько закатать сверху асфальтом.

С той поры заняться демонтажем этих трамвайных следов никто так и не сподобился. Оно и к лучшему. О необходимости восстановления движения трамваев по Школьной говорили уже неоднократно любители московской старины, знатоки истории общественного транспорта... Ведь трамвайная линия очень к лицу этой уникальной улице. Судя по всему, наконец подобные планы близки к реальному воплощению. По информации, которую сообщил один из руководящих сотрудников технического отдела ГУП «Мосгортранс» Вадим Розалиев, согласно плану развития сети трамвайных маршрутов, проработанной НИиПИ Генплана Москвы, планируется в том числе восстановить трамвайное движение на Школьной улице.

В рамках такого проекта предполагается создать в уникальном уголке столицы — на главной улице старинной Рогожской Ямской слободы заповедную трамвайно-пешеходную зону. «В этом случае, конечно же, можно организовать регулярные рейсы экскурсионных ретротрамваев по вновь открытой линии на Школьной, — уверен заместитель директора Музея городского транспорта Михаил Егоров. — Представляете, какая это будет красивая, привлекательная для туристов и любителей старины картина — «доисторический» трамвайный вагон на фоне уникальной сохранившейся застройки старой московской улицы?!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру