Белокаменная Москва восстала из-под земли

Столичные власти решают судьбу крепостной стены XVI века

Прогуливаясь по Бульварному кольцу, в районе Покровки натыкаешься на огромную огороженную территорию со строительным котлованом. Объявление на одной из решеток гласит: «Москвичи и гости столицы! За этим забором можно разглядеть единственные обозримые фрагменты Белого города — крупнейшей русской крепости, выстроенной в 1580-е гг. по указу царя Федора Иоанновича. Крепость была одним из важнейших рубежей битвы за Москву 1612 года». Судя по расположенной тут же эмблемке чокающихся человечков со словами «Есть повод 1612—2012», вывеске не меньше года. Однако «разглядывание из-за забора» — не самое удобное знакомство с археологическими ценностями. «МК» решил выяснить судьбу непонятного «музея под открытым небом».

Столичные власти решают судьбу крепостной стены XVI века

В управе Басманного района долго переадресовывают из одного отдела в другой. Наконец, становится ясно: за забором на Хохловской площади — объект такой важности, что пролить свет на его настоящее и будущее могут лишь чиновники уровня не ниже префектуры, а то и лично градоначальник. Постепенно восстанавливаем цепочку событий.

В 2005 году город заключил контракт с инвестиционной компанией, решившей возвести многоуровневую стоянку на бульваре. При производстве земляных работ строители наткнулись на остатки древней каменной кладки, позвали археологов. Оказалось, под наслоениями эпох сохранилось белокаменное основание крепостной стены конца XVI века, именуемой Белым городом. В свое время это был третий «контур» Москвы — после Кремля и Китай-города. В современных источниках можно прочесть, что белых стен… не осталось.

Территорию, где жила российская знать, защитили каменной оградой после того, как при набеге крымских татар в 1571 году сгорели прежние деревянные укрепления. Новое строительство возглавил «государев зодчий» Федор Конь (еще одно его знаменитое детище — Смоленская стена). Но Москва росла, время шло, и уже через какие-то сто лет белокаменная крепость утратила свое оборонительное значение. В начале XVIII века ее начали разбирать на кирпич, а при Екатерине II в истории, как казалось, поставили точку, дав добро на окончательный снос стен и башен. На месте фортификационного сооружения организовали, говоря современным языком, «вертикальное озеленение», и уже деревья, а не камень, замкнули Бульварное кольцо. Самые последние фрагменты Белого города относят к 1805 году: на берегу Неглинной был кусок стены с проемом для реки.

…И вот в наши дни из-под земли «восстали» ни много ни мало 64 метра реликвии, считавшейся безвозвратно утерянной. В декабре 2007 года постановлением правительства Москвы Хохловскую площадь признали частью объединенной охранной зоны «Ивановская горка — Кулишки — Хитровка». А летом того же года научно-методический совет Департамента культурного наследия одобрил сохранение и «музеефикацию» обнаруженной стены. Участок законсервировали. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: «консервирование» затянулось уже на пять лет.

Причины понятны: с одной стороны — инвестор, затративший на реализацию своего проекта, по некоторым данным, около 200 миллионов рублей, с другой — уникальная находка, какие не каждый день совершаются. Тем более Москва активно говорит о необходимости привлекать туристов всеми возможными способами.

— Ситуация непростая, — соглашается пресс-секретарь префекта ЦАО Павел Большунов. — Вы знаете, что город отказался от реализации в историческом центре инвестиционных проектов по строительству торгово-офисных зданий общей площадью более 1 млн кв. м. Даже при правильно оформленных документах сейчас многие дела о расторжении находятся в судах, включая зарубежные. В данном случае инвестор поступил ответственно и благородно: сам сообщил об уникальной находке, хоть мог под шумок разрушить уникальный объект культурного наследия.

Теперь надо подписать проект дополнительного соглашения, в которое войдет финансирование работ по сохранению и музеефикации «белокаменного основания стены Белого города конца XVI века». Но и вопрос о подземной автостоянке на 272 места пока не снят: высказываются мнения Москомархитектуры, Департамента культурного наследия, Москомстройинвеста и префектуры о целесообразности изменения технико-экономических показателей действующего ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка). В начале июля эта тема рассматривалась на Рабочей группе градостроительно-земельной комиссии Москвы, вопрос находится на контроле у и.о. заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Марата Хуснуллина.

В префектуре заверяют, что сохранение белокаменной стены — в приоритете. Тем более гараж может создать затруднения на загруженном транспортом Бульварном кольце. То есть отказ от парковки был бы идеальным, но ради баланса интересов не исключен все-таки компромиссный вариант: инвестор построит многоуровневую стоянку, однако ужмется по площади — в частности, поверхностная ее часть не будет превышать одного этажа. Правда, по всей видимости, тогда и туристы будут пробираться к археологическому чуду бочком.

— Градостроительно-земельная комиссия снова вернется к вопросу Хохловской площади на своем очередном заседании, — уточняет Павел Большунов. — Мы понимаем, что перед нами редкое по городским меркам явление, когда инвестор и власть проявляют взаимную ответственность, но аналоги существуют: буквально недавно Сергей Собянин осматривал залы бывшего ресторана «Арагви», где были обнаружены и отреставрированы фрагменты царских палат Алексея Михайловича — отца Петра Первого.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру