Мосгордума «поправила» бюджет в сторону понижения

На социальной сфере это никак не скажется

Уже второй год подряд депутаты Мосгордумы вынуждены вносить изменения в текущий бюджет столицы, связанные, увы, с сокращением его доходной и расходной частей. Причины тому — различные изменения федерального законодательства, которые не самым лучшим образом отражаются на казне мегаполиса. Правда, столичные власти прикладывают все усилия к тому, чтобы оптимизировать параметры бюджета максимально деликатно. Так, нуждающимся в социальной защите москвичам затягивать пояски потуже не придется. Уровень региональных доплат к пенсиям, социальных выплат и льгот остается неизменным. Об этом говорили 2 октября на заседании городского парламента во время рассмотрения поправок в бюджет-2013.

На социальной сфере это никак не скажется

 

Как рассказала новый руководитель московского Департамента финансов Елена Зяббарова, доходная часть городского бюджета текущего года уменьшится на 59,6 миллиарда рублей. И главную роль в этом сыграет снижение налогооблагаемой базы предприятий и организаций, вызванное изменениями в Налоговом кодексе страны. В общей сложности город не дождется в этом году налогов на сумму более 85 миллиардов рублей, на которую когда-то очень рассчитывали. Только налога на прибыль недосчитаются более чем на 64,7 миллиарда. По словам главы бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, это последствия нового порядка налогообложения крупных предприятий, установленного федеральным законодателем. Вдобавок ко всему значительно снизится налоговая база крупнейшего городского налогоплательщика ОАО «Газпром» (с этого года скакнули вверх ставки налога на добычу полезных ископаемых, а льготы по магистральным трубопроводам отменили).

Помимо этого город потеряет более 18 миллиардов, которые должны были поступить за счет продажи акцизов, главным образом на алкоголь. Если еще в прошлом году Москва рассчитывала получить их полностью, то тот же российский законодатель спутал все карты, постановив делиться с федеральной казной, которая заберет 60% выручки от региональных акцизов. Еще один удар — в мае производственные площади крупнейшего производителя алкогольной продукции столицы завода «Кристалл» переехали в область и теперь работают на бюджет соседнего региона.

Доходы по налогу физических лиц тоже сократятся — из-за того же снижения налогооблагаемой базы. Зяббарова добавляет, что количество, например, госслужащих в Москве сокращается с каждым годом. При этом горожане стали активнее получать положенные им по закону налоговые вычеты по ряду социальных выплат и на приобретение имущества.

Но на этом печальном фоне есть и некоторые утешительные новости — неналоговые поступления в столичную казну удастся повысить на целых 27,9 миллиарда рублей. Из них 6,5 миллиарда принесет размещение свободных денежных средств города; 8,9 млрд выручат за счет реализации городского имущества (в первую очередь — продажи акций ОАО «МОЭК»), а еще 16 миллиардов принесет размещенная в городе реклама. По мнению руководителя Департамента экономической политики и развития Москвы Максима Решетникова, «реализация акций — один из успешных примеров продажи городом неэффективных активов, которая позволила реализовать 10 млрд «убытков» почти за 100 млрд рублей. Кроме того, одна из мер по сокращению дефицита бюджета — активизация усилий по сбору неналоговых доходов, а также жесткий контроль в государственных закупках. Наконец, экономии бюджетных средств способствует замещение бюджетных инвестиций частными, особенно в секторах, которые традиционно финансировались из городской казны: строительство поликлиник, детских садов, больниц». Ну и еще 2,8 «неожиданных» миллиарда город получит за счет уплаты штрафов нарушителями-автомобилистами, которых застали на месте преступления развешанные по всему городу видеокамеры.

Однако, как ни крутись, а расходы городу в этом году придется серьезно сократить. В целом они уменьшатся более чем на 141 миллиард рублей. Основное сокращение коснется городских программ, которые, в свою очередь, будут «урезаться» главным образом за счет снижения расходов по адресным инвестициям из бюджета Москвы. «Грядущее сокращение расходов никоим образом не окажет влияния на уровень социальной защищенности москвичей», — подчеркивает Елена Зяббарова.

Самые серьезные изменения ждут наиболее грандиозную городскую программу развития транспортной инфраструктуры. Расходы по ней планируется уменьшить аж на 75 миллиардов рублей (в основном это средства Адресной инвестиционной программы). «Нам удалось оптимизировать проектные решения, сэкономить средства при проведении конкурсных процедур. Кроме того, мы ушли от необходимости единовременных выплат на закупку подвижного состава для Московского метрополитена», — рассказала Зяббарова. «Городом в этом году была запланирована закупка вагонов для метро на сумму более 50 миллиардов рублей, однако теперь это будет производиться на долгосрочной основе с разбивкой по годам», — пояснил депутат Игорь Антонов.

Кроме того, строительный комплекс столицы провел серьезную ревизию строящихся и реконструируемых объектов дорожного хозяйства, за счет чего удалось сэкономить более 24 миллиардов рублей. «Так что замораживать начатое строительство и плодить в городе долгострои никто не будет, что особенно важно для дорожного хозяйства, где каждая стройка вызывает ухудшение транспортной ситуации», — отмечает Игорь Антонов.

Следующему массивному урезанию подвергнется программа жилищного строительства — расходы по ней уменьшатся на 18 миллиардов рублей. «Однако это уменьшение не повлияет на обеспечение жилыми помещениями столичных очередников. Им будут выделять жилье в рамках ранее заключенных инвестконтрактов», — рассказывает Елена Зяббарова.

Как уточняет, в свою очередь, Максим Решетников, власти решили отказаться от строительства дорогих домов с подземными гаражами. Кроме того, в результате проведенных мероприятий по оптимизации расходов себестоимость квадратного метра социального жилья удалось снизить до 65–70 тысяч рублей, что считают большой победой. Это привело к серьезной экономии и позволило сохранить в столице основные показатели по финансированию и вводу жилья в этом году.

На 12,8 миллиарда рублей придется сократить и одну из важнейших городских программ — социальной поддержки жителей Москвы. «Но это ни малейшим образом не затронет объемов соцобеспечения, — уверяет Зяббарова. — Мы сократили закрепленный за Департаментом социальной защиты населения резервный фонд; кроме того, на 3 миллиарда сокращены расходы на региональные доплаты к пенсиям — но только лишь по причине уточнения контингента». «Каждый москвич получит положенные ему выплаты и социальные гарантии в необходимом объеме и в установленный срок», — добавляет депутат Антонов.

Программа столичного образования станет «легче» на 9,9 млрд рублей. Главным образом за счет сокращения резервов теперь уже Департамента образования. На 4,2 миллиарда похудеет и программа здравоохранения, однако и тут москвичам нечего бояться. Основное секвестрование коснется обязательств города оплачивать медицинское обеспечение резидентов наукограда «Сколково» на условиях софинансирования федерального бюджета. Поскольку пока никаким софинансированием и не пахнет, Москва решила не проявлять инициативу в этом вопросе.

Городу представит снижение и непрограммных расходов — в общей сложности на 13 миллиардов, из которых 9 млрд — это средства Резервного фонда Москвы.

— В эти дни мы обсуждаем основные показатели столичного бюджета будущего года, и нам необходимо учитывать складывающуюся экономическую ситуацию, чтобы более полно оценить параметры казны-2014. Хорошо, что в этом году мы имеем резервы и можем проводить сокращение безболезненно, — подводит итог Игорь Антонов.

Вчера депутаты приняли поправки к бюджету текущего года в ходе заседания.


Екатерина Пичугина

 

 

МЕЖДУ ТЕМ

Комиссия Мосгордумы по образованию и молодежной политике поддержала вчера урезанный бюджет, выделенный школам и детским садам столицы на 2014—2016 годы. Главные потери понесет строительство новых зданий, ремонт старых и закупка оборудования. Экономии на обучении не будет, заверил министр образования Москвы Исаак Калина.

— Во-первых, мы вернем бюджету средства, заложенные для сохранения родительской платы за детские сады на уровне не более 20%. На деле сумма, которую платят у нас родители, значительно ниже, а потому эти деньги остались невостребованными. Во-вторых, введение электронной записи в школы и детские сады показало, что мы планировали больший контингент детей, чем есть на самом деле. Теперь дублирование исключено, а с ним — и двойное финансирование.

Что же касается «расходов на обучение детей, то они не уменьшались и уменьшиться не могут, т.к. идут строго по нормативам и зависят только от числа детей», — особо подчеркнул он.

На будущие три года столичное образование получит около 790,3 млрд руб., в том числе в 2014 году — 260,1 млрд, в 2015-м — 263,5 млрд и в 2016-м — 266,6 млрд. В эти суммы, заверяют столичные власти, заложено и увеличение контингента сотрудников детских садов и школ в связи с ростом рождаемости. Однако основные потери — 2,9 млрд рублей — понесут расходы «на развитие» системы образования: капитальный и текущий ремонт, строительство новых школ и детских садов, закупка оборудования. И это — серьезное сокращение.

Правда, в последние годы (особенТем не менее проблем с местами в детских садах и школах не будет, пообещал Калина. Правда, только у детей с московской пропиской и старше трех лет:

— Сегодня потребность в местах в школы и детские сады Москвы удовлетворена полностью. Детей старше трех лет без мест в детских садах нет (исключение составляют лишь около 300 дошколят в Щербинке). Так будет и впредь: в ближайшие годы потребность москвичей в местах для детей 3—7 лет мы также удовлетворим полностью.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру