Чистота или зачистки?

«МК» выяснил, исчезают ли мигранты из столичного жилищно-коммунального хозяйства

После убийства и беспорядков в Западном Бирюлеве стало модно принимать радикальные меры: устраивать облавы на столичных продуктовых рынках, активизировать рейды по выявлению нелегальных маршруток, в порядке частной инициативы увольнять приезжих сотрудников без регистрации. А по Москве пошли разговоры о том, что выходцы из стран Средней Азии больше не смогут официально трудоустроиться в коммунальные службы столицы и потому спешно уезжают на родину. Московские дворы вроде бы некому теперь убирать, да и вообще грядет конец света. Корреспондент «МК» попытался разобраться в происходящем и выяснил, что в скором времени ждет столичное ЖКХ.

«МК» выяснил, исчезают ли мигранты из столичного жилищно-коммунального хозяйства

Не успели отгреметь события в Бирюлеве, как по городу поползли слухи, будто всех мигрантов выдворяют восвояси и московские дворы поэтому ждет полная разруха и запустение. Мол, принято решение на работу мигрантов не брать, всех, кого уже приняли, — срочно уволить. А обреченное на погибель ЖКХ не протянет и недели.

Чтобы проверить слухи о массовом исходе мигрантов, мы отправились на Казанский вокзал — именно отсюда несколько раз в неделю отходят поезда в столицы ставших такими близкими государств Средней Азии.

— Ну, некоторые уезжают, конечно, — рассказывает Рамиль, который на вокзале занимается извозом тяжелой поклажи пассажиров. — Но они каждую осень уезжают, а весной снова возвращаются. Домой едут те, кто в летнее время зарабатывает копейки на разных подработках. Сейчас для них нет работы, и они разъезжаются. Но чтобы количество отъезжающих в Среднюю Азию за последнее время существенно возросло, такого нет.

— По моим ощущениям, их только больше становится, — добавляет таксист Владимир, напряженно высматривая в толпе потенциальных клиентов.

Информацию о том, что вокзалы полны мигрантов, желающих поскорее убежать домой от несправедливых притеснений, не смогли подтвердить и железнодорожники.

— Они, если честно, к нам мало имеют отношения, потому что им, как правило, оформляют электронные билеты. Но чисто визуально на вокзале их не прибавилось после бирюлевских событий, — рассказала нам Валентина, дежурный администратор в билетных кассах.

Ни сотрудники охраны Казанского вокзала, ни специалисты, помогающие пассажирам оформлять билеты в терминалах самообслуживания, не отмечают в своей работе каких-то изменений в связи с погромами в Бирюлеве. Не смогли подтвердить слухи и в аэропорту «Домодедово», откуда каждый день без пересадки можно долететь в Бишкек или, скажем, Душанбе. О массовом исходе приезжих, похоже, говорить совсем не приходится.

— Я работаю дворником уже три года, — рассказывает Талант, киргиз по национальности. Когда мы встретились, он заботливо перебирал свое нехитрое уборочное оборудование в каморке высотного дома на улице 1905 года. — Работа здесь тяжелая, особенно зимой. Вряд ли кто-то из русских за нее возьмется. Но мы не жалуемся, работаем спокойно. Уезжать не планирую, да и не гонит никто.

— Я в Москве уже семь месяцев, — делится Урук, еще один киргиз-дворник, который встретился нам в одном из дворов Пресненского района. Когда мы подошли к нему, он тащил на мусорку большую коробку с сухими ветками. — Работа непростая, но я быстро управляюсь. Если хотите, могу по понедельникам помогать в уборке территории вокруг редакции.

Похоже, слухи о безоглядном бегстве пришельцев из ближнего зарубежья сильно преувеличены, и мигранты из стран Средней Азии продолжают нести трудовую вахту в московских дворах. Москвичи могут спасть спокойно, не опасаясь однажды выйти из подъезда и потеряться среди завалов опавших листьев и прочего сора.

Надо сказать, власти Москвы официально не поддерживают идею одномоментного увольнения всех приезжих работников ЖКХ и подобной команды не давали. Однако логика развития событий и ряд запланированных городскими властям мер однозначно указывают на то, что мигрантов, работающих в коммунальных службах, будет становиться все меньше.

Мотивация предельно проста — в России достаточно безработных, способных восполнить дефицит рабочей силы в Москве, и городские власти намерены их активно привлекать.

— Политику по привлечению мигрантов мы не проводим: не приглашаем их семьи, не пытаемся их расселить здесь, не пытаемся их трудоустроить, не пытаемся выделить им места в детских садах. Я считаю, что этого делать не нужно, — комментирует ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин. — Надо создавать экономические стимулы, чтобы на работу принимали российских граждан. Не только москвичей — есть люди в других регионах: во Владимире, Ярославле, других регионах Центрального федерального округа. Надо создавать стимулы, чтобы в первую очередь шли на работу люди из этих регионов.

По словам Сергея Собянина, уже сейчас на территории Москвы идет создание государственных учреждений по эксплуатации дорог и жилищного фонда, привлекать на работу в которые планируется исключительно граждан России, Украины и Белоруссии.

— Сейчас наша организация находится в процессе становления, мы начали работу только в июне этого года, — рассказала нам Олеся Буланова, заместитель руководителя ГБУ «Жилищник района Северное Медведково». — В своей работе мы действуем исключительно в рамках действующего законодательства, и любые ограничения, в том числе по найму персонала, могут быть установлены только законом. Никакой установки сверху о том, кого принимать, а кого не принимать на работу, у нас нет. Сейчас мы только-только приступаем к найму технического персонала: сантехников, электриков, дворников — разместили объявления на сайте организации, в газетах, на бирже труда. Чтобы взять на работу иностранца, нам нужны квоты. Чтобы их оформить, необходимо доказать, что местное население к нам не идет. Только если мы не наберем персонал на бирже, будем обращаться в ФМС. Если же к нам пойдут москвичи, то квоты никто никогда не согласует. Будем надеяться, что местные жители захотят у нас работать. Нам всем, конечно же, удобнее, если в штате будут только москвичи или россияне из других регионов.

Таким образом, действующие законы делают наем иностранца затруднительной процедурой, превращая подобный вариант в крайнюю меру. Пока, правда, это не делает ЖКХ привлекательной для москвичей сферой деятельности. Похожую картину нам обрисовали и в ГБУ «Автомобильные дороги СЗАО»:

— Никаких установок сверху нет. Так же как нет и предпочтений по национальному признаку, — рассказали нам в учреждении. — Если к нам приходит украинец или, например, таджик, при прочих равных мы прежде всего смотрим на профессиональные качества и на основании этого делаем свой выбор. Если у данного человека есть все необходимые документы, если он грамотный специалист, не видим препятствий к его найму.

Так что ярко выраженного запрета на наем гастарбайтеров в реорганизуемые коммунальные учреждения нет. И хотя политическая повестка дня может влиять на подобные решения, суровая экономическая реальность, похоже, диктует свои правила игры. На первый план неминуемо выходят те самые экономические стимулы, которые власть намерена задействовать, дабы привлекать в ЖКХ россиян. Наши собеседники в новых госучреждениях, правда, не отметили в предлагаемых условиях работы каких-либо кардинальных изменений, которые бы разом склонили чашу весов на «местную» сторону. Разве что полная официальность и чистота невысокой зарплаты.

Понимая, что процесс переориентации на внутренние трудовые ресурсы займет какое-то время, столичные власти намерены сделать акцент на легальном найме тех немногих иностранцев, которым позволят до поры до времени работать в ЖКХ.

— Нами был создан единый список тех, кто трудится в сфере ЖКХ округа, — а это более 2500 человек. Этих работников мы поставили на учет в миграционную службу, каждый из них без исключения прошел дактилоскопию и был занесен в единую базу данных, — делится опытом Владимир Говердовский, префект СЗАО. — Последние события подсказали, что мы находимся на правильном пути. Произошло переосмысление: надо наводить порядок в части взаимоотношений с работодателями. Если организация приняла иностранцев на работу, то должна нести и ответственность за то, где они будут жить, что будут делать в выходные, и вообще за все поступки, которые совершаются ими. О местах сосредоточения мигрантов в округе мы знаем и осуществляем за ними контроль. Сейчас в нашем округе регулярно проводятся совместные рейды полиции и ФМС, в том числе по выселенным и частично отселенным домам. Мы исключили возможность проживания мигрантов на чердаках, в подвалах. Все рабочие должны проживать в гостиницах, общежитиях, хостелах и быть на учете.

Аналогичную позицию занимает и Светлана Разворотнева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

— Я думаю, что мы не обойдемся сейчас без привлечения мигрантов в этой сфере. Другое дело, что эта деятельность должна быть полностью легализована, — говорит Разворотнева. — Должны быть заключены официальные контракты, должно быть предоставлено нормальное жилье с соответствующей пропиской, чтобы, во-первых, знать, где их искать в случае каких-то криминальных обстоятельств, а с другой стороны, чтобы они не жили, как это бывает сейчас, по 50 человек в помещении. Мне кажется, при соблюдении всех этих норм проблема привлечения мигрантов не так страшна — этой практикой пользуются во всем цивилизованном мире. И не стоит кидаться из одной крайности в другую — то везде гастарбайтеры работают, то вообще нигде. Вот эти, мне кажется, политические метания в хозяйственной деятельности наносят только вред. Надо в цивилизованное русло приводить сферу экономики, и тогда все будет нормально.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру