Надежда и опорный

Корреспондент «МК» провел день с лучшим «народным участковым» Москвы

Уже на протяжении нескольких десятилетий в ноябре страна отмечает День участкового. Анискины ежедневно ведут свою незаметную для нас войну с преступностью и беззаконием. Круг служебных обязанностей участковых очень широк: это и профилактика преступности, и срочные выезды на чрезвычайные происшествия, поквартирный обход, прием населения и проверка ситуации в жилом секторе. Чтобы лучше понять, что делают наши участковые на работе, «МК» на один день стал помощником простого московского участкового уполномоченного — майора полиции Павла Кропинова, победителя конкурса «Народный участковый». Полицейский научил азам профессии и попытался найти ответы на вечные вопросы: кто виноват и что делать?

Корреспондент «МК» провел день с лучшим «народным участковым» Москвы

Последние 10 лет рабочее утро для Павла Михайловича начинается в одно время — 8.30 и в одном месте — УВД Юго-Западного округа Москвы. После инструктажа, на котором участковым проясняют оперативную обстановку в округе, полицейские едут на свои участки.

Своего автомобиля у этого коренастого 39-летнего сибирского мужчины нет, и до опорного пункта его подвозит коллега с соседнего участка.

— Машина нужна тем, кто оправдания ищет, что в пробке стоял и ничего не успел, — смеется Павел Михайлович. — На своих двоих можно больше прошагать да проехать, было бы желание.

Ему даже некогда скинуть полицейскую куртку или выпить чаю. Кропинов раскладывает на столе телефонограммы из больниц, папку с документами и тут же хватается за трубку.

— Сейчас запрошу записи с камеры видеонаблюдения, в районе произошла автомобильная кража, — поясняет Павел Михайлович, — все надо делать быстро.

«Здравствуйте, ваш звонок очень важен для нас», — приятный голос автоответчика в городском центре видеослежения вызывает легкое недовольство Павла Михайловича:

— Вот на что участковый тратит драгоценное время. Раньше в каждом районе был свой центр видеорегистрации. Туда отправлялись записи со всех камер наблюдения в районе. Можно было прийти с диском и получить нужную для раскрытия преступления запись. Теперь приходится слать запрос, потом ехать в городской центр видеослежения в районе метро «Красные Ворота», а это потеря больше часа времени.

С запросами, по словам участкового, все не просто. Даже за справками из больницы участковому до сих пор приходится ездить самому. А ведь ХХI век на дворе, можно было бы сделать все более автоматизированным.

Завершив часть бумажной работы, мы отправляемся на обход территории. Хозяйство у участкового Кропинова большое: 10 жилых домов — это 1557 квартир, 3 детских сада, школа, гаражный кооператив и сельский рынок. За всем нужно смотреть в оба.

— Павел Михайлович, ну как конкурс? — нас догоняет девушка лет 23 с маленьким ребенком. Участковый, краснея, улыбается:

— Да вот, второе по России. По Москве первое.

— Вы молодец, мы все за вас голосовали, — девушка радостно пожимает руку полицейскому.

По дороге Кропинов раскланивается еще с несколькими прохожими. Все радуются победе своего участкового и говорят мне, что он у них самый лучший. Мне кажется, я в параллельной вселенной. Никогда раньше не приходилось видеть такой любви людей к полицейскому, как тут, в Теплом Стане.

Впрочем, не стоит преувеличивать. Рады полицейскому далеко не все. Мы идем в квартиру, где, по словам старшего по подъезду, завелись нелегальные мигранты.

Завидев майора на пороге съемной квартиры, женщина кавказской внешности что-то командует детям. Три маленьких чада выбегают на порог, начинают в унисон плакать и кричать.

— Успокойте детей и представьте договор аренды, — строго говорит участковый. Эти приемчики — изгнать из квартиры представителей власти при помощи визжащих карапузов — ему хорошо известны. Женщина подчиняется, недовольно выслушивает, что на нее жалуются соседи.

— Это старуха тут одна вам нажаловалась, что я шумлю? Я со взрослым сыном живу, к нему друзья приходят, что такого?! Хотят — и ходят!

— Пожилых людей необходимо уважать. А ваши друзья не должны нарушать общественный порядок и тем более шуметь после 11 вечера, — поясняет женщине участковый. Она соглашается, обещает, что такое больше не повторится. Когда ее спрашивают про гостей в их квартире, внезапно забывает русский язык и делает вид, что не понимает вопроса.

— Сейчас тут она и ее дети, — поясняет Павел Михайлович, — документы в порядке, загляну к ним ночью, посмотрю, что за гости.

По словам стража порядка, главная проблема нелегалов — их единство. Кто-то приезжает, получает российское гражданство и оформляет регистрацию, а затем начинает приводить к себе на квартиру родственников из-за рубежа. Днем их, конечно, не встретить, но ночью в однокомнатной квартире могут отдыхать по 15 человек.

«Из участкового вышел бы отличный турист-походник», — понимаю я, когда за небольшой промежуток времени мы посещаем несколько детских садов и школу, проверяем работу ЧОПа. От дома к дому выходит неплохой километраж.

— Раньше на этой территории было 4 участковых, — рассказывает Павел Михайлович по пути на следующий адрес, — а теперь сократили, так что работаем вдвоем. При этом людей стало лишь больше. Работа требует умения общаться и наставлять граждан на правильный путь. Не всегда надо сразу хвататься составлять протокол. Иногда лучше объяснить человеку и не наказать его, чтобы он не озлобился, а разъяснить, как нельзя поступать.

Мы останавливаемся перед дверью квартиры. Здесь живет пожилой профессор, заядлый охотник. У него и у сына два ружья, необходимо проверить, хранятся ли они в сейфе, нет ли каких нарушений.

Профессор, завидев нас, радостно пожимает полицейскому руку.

— Слышал про ваш успех, очень рад, очень!

Покуда страж порядка изучает ружья и их компоненты, переписывая номера составных частей, профессор, принявший меня за стажера, заговорщически кивает на него: «Ты уж терпи. Мужик строгий, но сделает из тебя достойного офицера. За такую власть, несущую порядок, не стыдно». В эту секунду невольно задумываюсь — а не сменить ли профессию?

— Огнестрельное оружие по протоколу полагается осматривать не менее 15 минут, — рассказывает тем временем полицейский. — Если осматриваешь меньше, это уже непорядок. Хотя я могу справиться и быстрее.

Закончив с ружьем, Кропинов не задерживается у гостеприимного ученого мужа, ему уже звонят. В соседнем дворе из-за парковки поругались соседи. Надо идти успокаивать горячие головы. Выслушав обе стороны, полицейский, как малым детям, объясняет, кто и где не прав. Те соглашаются и, извиняясь, жмут друг другу руки. Волшебство — конфликт решен за пять минут. Главное: пока разъясняешь, кто где не прав, — не давать себя перебивать.

— Часто люди звонят мне по личным проблемам. Это и одинокие бабушки, и мамы трудных подростков, всех надо выслушать, всем дать совет. Нельзя бросать человека в беде, потому что не услышанный человек может натворить глупостей, — поясняет участковый после ответа на очередной звонок. — Некоторые люди, поговорив с тобой, словно забирают твою энергию, им становится легче, а у тебя меньше сил. Но такая уж работа — отдавать часть себя на тушение чужих пожаров.

По словам Павла Михайловича, полицейским приходится быть не только на работе, но и в жизни. Даже в выходные дни он ходит по улицам в форме. Майор считает, что граждане должны знать: они могут к нему обратиться в любой ситуации, даже если его рабочий день закончился. Бывало, что ему приходилось даже в воскресенье помогать другим полицейским, которые задерживали преступников.

— Внимание, внимание! Преступление в соседнем округе. Смотрим у себя красный «Опель» без номеров. Трое граждан азиатской внешности совершили ограбление, — доносится из рации возглас дежурного. Мы идем к околотку, общаемся, а цепкий взгляд полицейского словно сканирует все припаркованные машины. Глаз у Павла Михайловича хороший, это отмечали еще в бытность его работы участковым в Кировской области более десяти лет назад. Тогда оперативники искали женщину, которая обманным путем получала пенсию участницы войны. По почерку участковый и узнал злоумышленницу, поскольку ранее она им задерживалась и писала объяснительную.

Эту историю Павел Михайлович рассказал почти на бегу. В животе предательски урчит, а мы все бегаем. Сердито поглядываю на участкового с надеждой, что он устанет и пойдет обедать. Но Кропинову даже подумать о хлебе насущном некогда. По его словам, это обычное явление, когда некогда даже выпить чашку чая. Рабочий день почти не нормирован, хотя официально длится до 18.00.

По словам майора Кропинова, силы он черпает дома. Жена уже 17 лет является его главной опорой и поддержкой — надежным тылом в борьбе с преступностью. Растит двух маленьких детей и никогда не позволяет майору впадать в уныние.

— Мой телефон есть у каждого в этом районе, звонят и утром, и вечером, и ночью, — поясняет «шериф», составляя справку. И со вздохом добавляет: — Помимо всего прочего у нас очень много бумажной работы. Когда попаду домой сегодня, непонятно.

В этот момент я точно понимаю, что быть участковым не хочу. Особенно когда выясняется, что после всего прочего надо еще ехать в управление и отчитываться о проделанной работе. Нет, с меня довольно! Я буквально убегаю из околотка. На своих двоих тащусь к метро «Теплый Стан». И лишь сев в вагон поезда, как заклинание произношу: боже, храни участковых!

СПРАВКА "МК"

Всем жителям Москвы стоит записать телефон участкового уполномоченного в свой мобильный и обращаться к нему для предотвращения и профилактики преступлений.

В каких случаях следует обращаться к участковому уполномоченному полиции:

1. Если вашей жизни и здоровью грозит опасность.

2. Когда среди ваших соседей или членов семьи есть люди, чье поведение носит асоциальный или опасный для общества характер.

3. Если в вашем подъезде или на детских площадках распивают спиртные напитки, употребляют наркотики.

4. Если вы знаете о религиозных объединениях и сектах, чья деятельность носит опасный, на ваш взгляд, характер, также следует обратиться к участковому.

5. Если вам стало известно, что в квартире находятся нелегальные мигранты, также следует обратиться к вашему участковому полицейскому. Если даже мигранты легальны, но их деятельность мешает жить вам и соседям — следует информировать вашего участкового.

6. Если кто-то шумит после 23.00, также имеет смысл вызвать полицейского.

7. В случае если в доме оказывают услуги интимного характера.

8. Если ругань ваших соседей мешает вам жить и спать.

9. В любых ситуациях, когда, на ваш взгляд, происходят противоправные действия или может разгореться конфликт, имеет смысл обратиться к участковому уполномоченному полиции.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру