Ничего тайного: все московские данные раскрыли

Адреса, пароли, явки — достоверные сведения о столице собраны на одном портале

18 декабря 2013 в 21:09, просмотров: 4078

Как встретить Новый год в Москве и не сойти с ума от поиска лучшего варианта развлечений? Портал открытых данных правительства Москвы DATA.MOS.RU опубликовал 18 наборов данных (те самые адреса, пароли и явки) с вариантами проведения зимних каникул. А заодно он предъявил себя столице во всей красе: создатели портала рассказали, почему их информация самая полная и достоверная, и поделились наболевшим — они раздражают всех московских чиновников.

Ничего тайного: все московские данные раскрыли
фото: Геннадий Черкасов
Время работы, точное место катка, дополнительные услуги — все это можно узнать на сайте DАТА.MOS.RU.

«Поднимите руки те, кто встречает Новый год в Москве», — обратился Евгений Козлов к журналистам. Почти весь зал с понурым видом поднял руки. Всеобщее уныние ничуть не смутило куратора проекта «Открытое правительство». Он знал, что сейчас предложит москвичам, не улетевшим в далекие края, полный перечень популярных зимних развлечений столицы.

«Мы хотели удивить горожан, сделать им полезный новогодний подарок, показав, сколько всего интересного происходит в нашем городе зимой, — начал рассказ Козлов. — Для этого мы собрали достоверную информацию о разных возможностях зимнего отдыха в Москве в одном месте. Если прошлой зимой на портале открытых данных было опубликовано всего два набора данных (250 катков и 30 лыжных трасс), то в этом году таких так называемых дата-сетов уже 27 и они охватывают более 2200 объектов».

Хотите покататься на собачьих упряжках? Портал подскажет, где найти — в Кузьминках. Хотите лихо скатиться с ледяной горки? Снова портал подскажет: в парке «Сокольники» как раз открывается самая длинная горка — двести метров. Хотите на самый большой каток? Добро пожаловать в Парк Горького: 17 тысяч квадратных метров зеркальной поверхности для вашего скольжения. Кстати, в этом году в Москве катки будут оборудованы в двенадцати парках. Помимо ледового покрытия места отдыха предполагают теплые раздевалки, кафе, прокаты, услуги по заточке коньков. Для льготных категорий предусмотрены скидки. Время работы, точное место катка, дополнительные услуги — все это можно узнать на сайте DАТА.MOS.RU.

Раскрыты данные не только о зимних развлечениях. Перед летним сезоном на портале также было размещено 38 дата-сетов, посвященных отдыху в теплое время года. Помимо этого на портале есть информация об учебных заведениях, поликлиниках, больницах, роддомах, органах власти. «Мы не новостная лента, мы официальный агрегатор информации о социальной инфраструктуре города», — говорит о подведомственном проекте Евгений Козлов.

Портал представляет данные не только по самым популярным местам, но и по довольно неожиданным запросам. Городская жизнь сама подсказывает, что нужно добавить на портал. Здесь есть, например, маршруты мобильных комплексов фиксации нарушений, реестр «лежачих полицейских», опубликована статистика нарушений ПДД, сведения о wi-fi в парках, комплексах фотовидеофиксации, список автозаправок, реализующих некачественное топливо. Есть теперь и перечень домов с подъездными видеокамерами и номера телефонов ОВД, куда нужно обращаться, чтобы работать с видео. Есть расположение мест приема документов Департамента городского имущества. Есть даже рейтинг топ-100 должников арендной платы. Для грустных размышлений есть тарифы на коммунальные услуги для населения Москвы за прошлые годы.

Портал открытых данных DATA.MOS.RU — это электронный справочник Москвы, который на текущий момент обобщает данные более чем о 215 тысячах городских объектов, таких, как учреждения социальной сферы, объекты досуга и отдыха, а также обо всех местах предоставления государственных услуг. Идея не наша — позаимствовали у американцев. Нью-Йорк давно «открылся», за ним последовал Лондон, подтягивается Барселона и наконец выстрелила Москва. Как водится, идею мы переняли, но усовершенствовали. На нашем портале информация имеет картографическую привязку — электронный атлас Москвы, куда нанесены все те точки, данные о которых вы найдете в разделах. Например, в разделе «ярмарки выходного дня» вы ищете адрес ближайшей ярмарки и тут же видите ее местоположение на карте.

Все это часть программы по развитию интернет-взаимодействия правительства Москвы. Портал «Наш город» — GOROD.MOS.RU — отвечает за интерактивную связь с жителями по решению городских проблем. Портал госуслуг — PGU.MOS.RU — интернет-сервис по получению госуслуг в электронном виде. А портал открытых данных — электронный справочник по городской инфраструктуре. Но если о портале «Наш город», позволяющем пожаловаться на сломанную дверь в подъезде, неработающий лифт или яму на дорогах, многие москвичи уже знают, то о портале открытых данных кто-то слышал, а кто-то нет. Но что именно там открыто, представляют пока немногие. «Мы в ПМ намерены делать прозрачные стены. Нам сложно перестроить историческое здание на Тверской, 13, поэтому мы делаем свою работу прозрачной при помощи сервисов «Открытого правительства», — объяснил значение «открытости» Евгений Козлов.

О принципах сбора и верификации данных на портале рассказал руководитель столичного Департамента информационных технологий Артем Ермолаев: «Все данные от префектур и профильных департаментов собираются в единой информационной системе. Они являются юридически значимыми, то есть органы власти несут за них ответственность».

«Но не только отобрать и показать наша задача, — уточняет Козлов. — Гораздо важнее и труднее поддерживать ее актуальность. Представьте себе ситуацию, когда за одно и то же отвечают сразу три органа власти. Первое, что мы делали на старте проекта — договаривались, кто из них является доминирующим по тому или иному предмету. Далее следовала работа, невидимая снаружи, — проверка информации. Колоссальный объем работы уже сделан! И мы ее продолжаем. Кстати, это помогает налаживать взаимодействие между всеми городскими департаментами».

На портале запущен механизм обратной связи. Любой пользователь в случае обнаружения в представляемых данных неточностей или ошибок может обратиться с жалобой. Внутри информационной таблицы в строке, рассказывающей об объекте, можно оставить комментарий. По результатам проверки в указанный объект вносятся изменения. Кроме того, пользователь может обратиться в службу технической поддержки. Однако интерфейс пока не предусматривает развернутые отзывы. Возможно, в будущем портал станет интерактивней. Но пока его основная цель — дать нам всю возможную информацию. При этом актуальную. Департаменты должны обновлять данные каждый месяц. И проверка информации занимает 90 процентов времени. Тут не до рецензий на главные события. Правда, фотографии к объектам зимнего отдыха и спорта могут добавить к следующему году. Все-таки помимо адреса и телефона важно знать, как выглядит тот же каток или детский автодром.

Второй момент — не менее важный, хоть и не такой заметный: работа портала способствует решению одной из приоритетных задач правительства Москвы — развитию малого и среднего предпринимательства.

«Для бизнеса портал открытых данных является полезным инструментом, — считает Евгений Козлов. — Собранные в одном месте данные, находящиеся в открытом доступе, способствуют развитию эффективных рынков, повышению конкурентоспособности. За примерами далеко ходить не надо: только за прошедший год на базе дата-сетов было создано 14 популярных приложений. При этом за период работы портала наборы данных были скачаны 219 тысяч раз».

Как разработчики скачивают информацию? Одновременно с зимним обновлением на портале запущен API — механизм, дающий возможность разработчикам получать новые наборы данных и обновления для уже существующих приложений в режиме онлайн. Поисковые системы Яндекс и Google уже пользуются этими данными. Это, кстати, очень хороший показатель работы для любого портала. Все данные могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Берите, не жалко — дайте только ссылку на портал. Кстати, сервисы, предоставляющие доступ к открытым данным, — это одно из наиболее перспективных направлений взаимодействия государства и граждан во всех развитых странах мира.

Полезен сайт и инвесторам — они могут узнать о земельных участках, которые выставляются на торги, об объектах на право заключения договоров аренды объектов недвижимости и др.

Что касается рекламы, то коммерческие объявления даже и не предусмотрены на государственном портале. Так что можно не бояться навязывания каких-то ненужных услуг или товаров.

Особое внимание уделяется развитию доступной среды: опубликовано 87 наборов данных, содержащих информацию о более чем 7000 объектов с описанием характеристик доступности для инвалидов по 72 параметрам. Кроме того, предусмотрена возможность использования портала людьми с ограниченным зрением.

В скором времени у москвичей появится возможность спланировать маршрут перемещения по городу с учетом сведений о доступности тех или иных объектов — учреждений здравоохранения, загсов, МФЦ и т.д. — для маломобильных граждан. Для того чтобы предоставить эти данные команде портала, сотрудники Департамента соцзащиты населения скоординировали между собой все службы, обследовали государственные и даже коммерческие объекты на предмет доступности. Проверили Почту России, пенсионный фонд и банки. В каком-то смысле это хорошая реклама для данных учреждений: если они доступны для людей с ограниченными возможностями, то почему бы об этом не рассказать?

Специально для гостей столицы десять наборов данных опубликовано на английском языке. Свои туристические приложения портал не создает. Это делают частные разработчики, используя их дата-сеты. Все логично. От государственного портала требуется проверенная информация, от частного разработчика — полезная идея. Один из таких примеров: в приложении intaxi использованы данные портала — реестр легальных такси. Едете вы, например, на машине и хотите проверить, есть ли лицензия у водителя. Открываете приложение в мобильном телефоне и смотрите.

Сейчас самые популярные запросы на портале касаются сферы образования, природопользования (в первую очередь автозаправки с качественным топливом) и транспорта (парковки, камеры фиксации нарушений ПДД и штрафы ГИБДД). Чем больше москвичей узнает о таком портале, тем яснее проявится весь спектр их интересов.

«Когда москвичи будут верить в этот сайт? Даже не заходить, а верить?» — такой неожиданный вопрос задали Евгению Козлову на пресс-конференции.

«Я уже верю, — ответил куратор портала. — Для нас сейчас важно развить доверие между нами и пользователями данных. Мы хотим быть открытым, надежным и удобным партнером».



Партнеры