Спор вокруг уникального дома Мельникова на Арбате: как открыть музей, но не испортить памятник?

Споры из-за наследия Константина Мельникова продолжаются — полноценную экспозицию архитектора создать не получается

В самом центре Москвы, в Кривоарбатском переулке, уже более 80 лет стоит уникальное здание — два пересекающихся цилиндра, украшенные шестью десятками ромбовидных окон. Посмотреть на экспериментальный дом-мастерскую, любимое творение архитектора Константина Мельникова, приезжают специалисты и любители архитектуры со всего мира. На днях стало известно, что легендарный «круглый дом» наконец станет музеем. Об этом мечтал сам архитектор, об этом говорится в завещании его сына, художника Виктора Мельникова, к этому же стремится исполнитель завещания и хранительница дома Екатерина Каринская. Согласно решению Министерства культуры Государственный музей Мельниковых будет создан в качестве филиала Государственного музея архитектуры им. Щусева. Казалось бы, наконец в многострадальной истории Дома Мельникова будет поставлена точка. Однако у внучки Константина Мельникова будущее памятника архитектуры вызывает ничуть не меньше опасений, чем раньше. Корреспондент «МК» попытался разобраться, что ждет прославленное здание.

Споры из-за наследия Константина Мельникова продолжаются — полноценную экспозицию архитектора создать не получается
Вид на фасад дома с Кривоарбатского переулка.

Музею Мельникова — быть!

 

О том, что Дом Мельникова, аналогов которому нет в мире, станет филиалом Государственного музея архитектуры, стало известно на мероприятии, посвященном 80-летию Музея им. А.В.Щусева: «Половина прав собственности на Дом Мельникова передана музею им. Щусева, — заявила директор учреждения Ирина Коробьина. — Мы разработали концепцию филиала, которая прошла одобрение ученого совета музея, Международной академии архитектуры, есть отзывы ведущих представителей российских музеев».

Свое видение музея прописал в завещании сын Константина Мельникова. Выполняя волю своего отца, художник Виктор Мельников завещал все имущество государству — жилой дом-мастерскую, архив, включающий все работы Константина и Виктора Мельниковых, архитектурные проекты, картины, рисунки, дневники и пр. Но на определенных условиях: наследие должно быть передано на праве оперативного управления новому учрежденному Государственному музею отца и сына Мельниковых, мемориальная обстановка дома сохранится, а вблизи дома в Кривоарбатском переулке для хранения и экспонирования работ отца и сына, архитектора и художника, будет выделено отдельное помещение.

Несмотря на громкое заявление, концепция будущего музея Мельниковых не появилась в открытом доступе на сайте Музея архитектуры. Однако, как стало известно «МК», под наследие Мельниковых планируется выделить здание, построенное в XVIII–XIX вв., так называемый «Дом садовника» (ул. Воздвиженка, д. 5/25, стр. 17) площадью около 300 кв. метров. «Работы по созданию первоначального варианта экспозиции на Воздвиженке мы надеемся завершить в течение года», — сообщил «МК» первый заместитель директора Музея архитектуры Павел Кузнецов. После учреждения Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых ему будет передан архив великого российского архитектора, который с 2006 года находится в Музее им. Щусева на временном хранении.

Любимое творение архитектора Константина Мельникова

Любимое творение архитектора Константина Мельникова

Смотрите фотогалерею по теме

Согласно разработанной сотрудниками Музея им. Щусева концепции, предполагается создать две экспозиции. Первая посвящена жизни и творчеству Константина Мельникова. Вторая — истории создания знаменитого дома. В ее состав войдут документы, проектные и обмерные листы, конструкции и фотографии разных лет. Здесь возникает вопрос: как будет представлено творчество Виктора Мельникова? Сохранились тысячи его самобытных картин, некоторые сейчас в «круглом доме». Живопись, которой еще при жизни художника искусствоведы пророчили «мировое признание и стены крупнейших музеев мира».

Судя по описанию, искусство Виктора Мельникова так и останется недооцененным. В музее его работы предстанут лишь как «результат уникального художественного эксперимента». «Они были написаны в пространстве с уникальной системой освещения, созданной гениальным Константином Мельниковым, — считают в Музее архитектуры. — Работы Мельникова-сына являются примером творчества человека, выросшего в этом пространстве и сформировавшегося в нем как художника».

Сам же дом Мельникова, по планам, через несколько лет после реставрации станет «экспонатом и объектом музейного показа».

Как известно, сейчас в доме проживает старшая дочь Виктора Мельникова и исполнитель его завещания Екатерина Каринская. На вопрос корреспондента «МК», каким образом будут решены правовые аспекты создания государственного музея Мельниковых, Ирина Коробьина говорит не вполне определенно: «Половина прав собственности дома до сих пор является предметом конфликта, и это вопрос очень непростой. Но создание государственного музея является единственным способом сохранения памятника. В этом доме официально жильцов быть не должно. Есть решение суда о выселении всех жильцов этого дома от 1994 года. Но такие вопросы не находятся в компетенции музея».

Однако, как стало известно «МК», 28 ноября 2013 года внучка архитектора получила от директора Музея им. Щусева письмо с требованием освободить дом до 10 декабря 2013 года и передать его представителям музея. О грядущих работах внучку Константина Мельникова не известили: «Я в течение четырех лет неоднократно общалась с Ириной Коробьиной насчет создания музея Мельниковых, — говорит Екатерина Каринская. — Но до сих пор не узнала ничего определенного. Что же касается слухов о том, что спасению дома мешают тяжбы наследников, хочу сказать, что я никогда не заявляла в суде своих претензий ни на долю дома, ни на наследие. По завещанию дом — собственность государства. А по закону я итак имею право на одну четверть наследия в виде компенсации».

Отношение к внучке Константина Мельникова у администрации музея в целом неоднозначное. Объяснить, почему с появлением Екатерины Каринской в Музее архитектуры к ней приставляют охранника, весьма затруднительно. По словам Екатерины Каринской, это не первый случай, когда администрация музея превышает свои полномочия. Одним из последних стало нарушение соглашений от 2006 года о временном хранении произведений Константина и Виктора Мельниковых, когда внутримузейное перемещение архива было осуществлено без ее присутствия. Это вызывает опасения Екатерины Каринской насчет того, в каком состоянии сейчас находятся архивы в Музее Щусева. Известно, что система коммуникаций музея давно не ремонтировалась.

Бриллиант или шипортреб?

«Самая острая проблема на сегодняшний день в том, чтобы физически сохранить здание, — говорит Екатерина Каринская, инженер по образованию. — Для этого нужно укреплять грунты, режим которых был нарушен из-за трех строек, ведущихся вокруг дома. До тех пор говорить о реставрации самого дома просто безграмотно».

Кстати, в 2013 году после обращения Екатерины Каринской заммэра Москвы Марат Хуснуллин распорядился создать межведомственную комиссию, чтобы изучить проблему грунтов и рассмотреть вопрос о выделении средств на необходимые работы. Однако все сошло на нет. «На одном из заседаний комиссии представитель Музея архитектуры заявил, что дом является собственностью государства, а потому город не должен тратить на него бюджетные средства, — рассказала Каринская. — Хотя строительство, после которого начался провал грунта возле дома, допустили городские власти, и исправлять последствия должны они».

Комната второго этажа. Именно здесь находилась мастерская Константина Мельникова.

Екатерина Каринская является хранительницей дома с 2006 года. Все это время она содержит дом самостоятельно, без помощи государства. Мемориальная обстановка здесь остается практически такой же, какой была в последние дни жизни Константина Мельникова. «Важно сохранить атмосферу, дух дома — как угодно можно называть, — но это самое сложное, — говорит Екатерина Викторовна. — Я, наверное, последний человек из семьи, кто это знает и чувствует. В некотором смысле дом для меня как живое существо, я знаю все его слабые места и стараюсь делать для него все что могу. Ведь можно сделать музей, который станет бриллиантом, а можно сделать ширпотреб».

Следует отметить, что дом построен не по архитектурным правилам, а вопреки им, и это может вызвать дополнительные затруднения у реставраторов. «При работе Константин Мельников интуитивно чувствовал материалы, их сочетаемость и прочность. Нужно понимать принципы его работы», — рассказывает Екатерина Каринская. Между тем складывается впечатление, что единственного человека, который знает устройство дома и назначен исполнителем воли отца и деда, администрация музея игнорирует.

Музей архитектуры им. Щусева предоставил «МК» описание будущих экскурсий. «Туристические группы, формируемые посредством телефонной и интернет-связи в количестве от 5 до 7 человек, собираются на экспозиции (в Музее им. Щусева. — «МК»), где прослушивают короткую лекцию и смотрят фильм о творчестве Мельникова и создании Дома, — говорится в описании будущих экскурсий. — Здесь же желающие могут приобрести литературу, посвященную Дому, и музейные сувениры. Затем вместе с экскурсоводом направляются пешком в Дом Мельникова. В течение 30-минутной прогулки экскурсовод погружает их в контекст конца 1920-х — начала 1930-х гг., рассказывая, какой была Москва в период строительства Дома, комментируя памятники, встречающиеся по пути. По пожеланию экскурсантов возможна организация микроавтобуса».

Весьма вероятно, что такое пожелание экскурсанты будут высказывать нередко. Ведь расстояние, которое отделяет Музей им. Щусева на Воздвиженке от Дома Мельникова, составляет более километра.

По мнению Екатерины Каринской, здание экспозиции должно находиться в непосредственной близости к дому. «Музею Мельникова нужно каких-нибудь 700–800 кв. метров общей площади. Неужели для архитектора, который прославил Россию на весь мир, не найдется подходящее место?» — задается вопросом она.

В этом году уникальный дом отмечает 85-летие, а в 2015 году исполняется 125 лет со дня рождения его прославленного создателя. Создание Государственного музея Мельниковых, который полностью соответствует завещанию сына Константина Мельникова, стало бы лучшим подарком к этим датам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру