Для маломобильных людей разработаны проекты передвижения на речных такси и фуникулерах

Архитекторы вновь стали обустраивать столицу под инвалидов

27 марта 2014 в 19:41, просмотров: 2511

Благодаря Паралимпиаде в Сочи этот город стал удобным для его жителей, в том числе для людей с инвалидностью. Говорящие светофоры, пологие пандусы, лифты, тактильная плитка — словом, самая что ни на есть безбарьерная среда. Однако вернуться паралимпийцам предстоит в прежнюю реальность, где прогулка по городу превращается в полосу препятствий. Для решения этой проблемы студенты-архитекторы разработали новый универсальный дизайн Москвы.

Для маломобильных людей разработаны проекты передвижения на речных такси и фуникулерах
фото: Кирилл Искольдский

В Москве живет 22 тысячи человек с патологиями опорно-двигательного аппарата, 15 тысяч — слабовидящие и слепые, 6,5 тысячи — глухие и слабослышащие. Именно этим людям жизненно необходима безбарьерная среда. По данным Департамента социальной защиты населения, в 2013 году на ее создание из столичного бюджета было выделено 1,5 млрд рублей. Однако факты говорят сами за себя. Увидеть маломобильных горожан, свободно гуляющих на улицах столицы, по-прежнему можно нечасто. Участники конкурса по проектированию универсального дизайна городской среды пытались понять, почему это так. Для этого они вышли на улицы столицы вместе с экспертами, в качестве которых выступили люди с разными видами инвалидности.

Сделанные в процессе прогулки наблюдения и легли в основу десяти проектов, которые были представлены 17 марта в Центральном доме архитектора. Участие в конкурсе приняли студенты МАрхИ и МГСУ, которые в течение недели слушали лекции приглашенного из бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, профессора Джоша Сэфди. Некоторые молодые архитекторы задумались об идеальном городе и поделились футуристическими идеями. Другие — сконцентрировались на решении прикладных проблем. Студенты МАрхИ, например, предложили создать так называемый «городской поток». Информационные табло, городская навигация, расписание транспорта, датчики движения призваны помочь маломобильным горожанам, но в то же время гармонично вписываются в среду.

Все десять групп отметили недостатки городской среды, в которой есть множество барьеров — плохое качество дорог, недоступные и даже опасные для маломобильных горожан подземные переходы, непродуманные пандусы. Заметили это и победители конкурса — команда МАрхИ с экспертом Александром Зайкиным, который полностью ослеп к 12 годам. Но акцент они сделали на создании среды, в которой приятно проводить время всем без исключения – детям, туристам, маломобильным горожанам.

В столичных дворах студенты предложили обустроить уличные библиотеки с зонами для чтения вслух, площадки для рисования, лепки и творчества, рекреационное пространство «Память воды», где каждый горожанин может безопасно гулять в непосредственной близости к воде. В то же время эти пункты должны стать местом общения всех горожан — с инвалидностью и без.

Ряд специалистов предлагает использовать сочинский опыт обслуживания инвалидов. В транспортной дирекции Олимпийских игр «МК» рассказали, что Олимпиада и Паралимпиада явились своего рода катализатором для внедрения новых технологий в обеспечение безбарьерной среды. Напомним, что специально к зимним Играм были изготовлены автобусы «ЛиАЗ» и «ГолАЗ». В каждом из них было оборудовано по три места для колясочников. А для проведения Паралимпийских игр количество мест для инвалидов увеличилось до пяти. На туристических и междугородных автобусах «Круиз» и серии «Вояж» установлены подъемники кассетного типа. Такие технические решения раньше не использовались на автобусах российского производства и на сертифицированных в России импортных машинах.

Функция электронного управления уровнем подвески, позволяющая опускать и приподнимать автобус, облегчает посадку и высадку всем категориям пассажиров. Для удобного въезда инвалидных колясок предусмотрена специальная механическая аппарель. В соответствии с требованиями Международного олимпийского комитета автобусы оборудовали подъемниками кассетного типа и системой «Говорящий город», которая через специальное устройство, напоминающее плеер, сообщает слабовидящему или слепому пассажиру, какой автобус подошел на остановку, по какому маршруту следует и открыты ли его двери для посадки.

Председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Валерий Тимошкин пользовался подобным транспортом в олимпийском Сочи. «Выезжаешь из санатория, транспорт приходит по графику, водитель помогает подняться», — рассказал он.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

О наиболее проблемных участках города «МК» поговорил с создателем турагентства для маломобильных путешественников Игорем Гаковым:

— Проблемные зоны видны не только эксперту по безбарьерной среде, но и любому думающему человеку. Понижающие бордюрные камни в местах переходов по всему городу выложены неправильно. Тактильная плитка в Москве просто небезопасна. Помимо того, что она не помогает, а наоборот — дезориентирует слепых и слабовидящих людей, плитка опасна для остальных. Такой скользкой плитки я не встречал ни в одной европейской стране. В метрополитене так до сих пор и не смогли решить вопрос с тактильной плиткой, предупреждающей о близком крае платформы. Подземные переходы на улицах имеют чудовищные углы наклона, подвластные разве что паралимпийским спортсменам. У нас каждый человек для нормальной жизни обязан быть очень сильным. Надземные переходы оснащены лифтами, но зачастую не работают. Если говорить о московском метро, оно остается под запретом для маломобильных людей. Попасть на станции невозможно. Переходы между линиями недоступны. Очевидно, что без скоординированных действий настоящих экспертов процесс правильных изменений может занять десятилетия.



Партнеры