Недвижимость учет любит

На вопросы читателей «МК» ответили представители Росреестра по городу Москве

Москва — один из лидеров потребления государственных услуг Росреестра. Еженедельно в приемные управления обращаются до 30 тысяч заявителей. Как показывает практика, далеко не все москвичи знают, как правильно зарегистрировать жилье или земельный участок, поставить на кадастровый учет свое имущество. Больше всего в грамотной консультации нуждаются жители Новой Москвы, ставшие в одночасье из сельчан и дачников горожанами. Ответить на многочисленные вопросы, касающиеся регистрации недвижимого имущества, согласились представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве — заместитель руководителя Управления Росреестра по Москве Анжела Нуприенкова, и.о. заместителя руководителя Константин Гультяев и начальник отдела регистрации прав на недвижимость по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы Владимир Бурачек.

На вопросы читателей «МК» ответили представители Росреестра по городу Москве

— Меня интересует подмосковный участок. Он достался матери от деда. Сейчас мы хотим продать или подарить этот кусок земли, у нас есть свидетельство 1993 года. Обязателен ли кадастровый план перед продажей? Мы хотим, чтобы этим занимался новый владелец.

— Необходимо проверить, имеются ли в кадастре недвижимости сведения об этом земельном участке. Для этого нужно обратиться в орган кадастрового учета, филиал кадастровой палаты по Московской области с запросом о предоставлении сведений кадастра. Дальше будете действовать в зависимости от полученного ответа. Если вы получите паспорт или выписку о земельном участке, значит, сведения об этом объекте в кадастре содержатся, вы можете оформлять документы по переходу права. Если сведения об этом земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, вам необходимо устранить этот пробел. Для этого нужно подать заявление о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке. К заявлению должен быть приложен правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ в отношении земельного участка. При этом не принципиально, кто согласно этому документу является собственником этого земельного участка. Обратиться с подобным заявлением может любое лицо.

— Подарить этот кусок земли мы не имеем права?

— Можете! Путем оформления договора дарения и государственной регистрации прав.

— У участка не было кадастрового номера.

— В свидетельстве, конечно, не было. Но если вы обратитесь с запросом о предоставлении сведений, вам выдадут паспорт или выписку в зависимости от того, что вы попросите, и вы получите документ с указанием кадастрового номера.

— Надо обратиться в регистрационную палату?

— Нет, в филиал кадастровой палаты Московской области. Еще один момент. Заявление о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и заявление о госрегистрации перехода права вы можете подавать одновременно. И тогда это нужно делать в управлении Росреестра по МО. На их сайте можно найти необходимую информацию.

— Он находится в Москве?

— Один офис в Москве есть, но в основном все по месту расположения объектов в муниципальных образованиях.

— Можно ли подать документы в Москве?

— Я вам рекомендую по этому вопросу проконсультироваться в управлении по МО. Центральный офис находится на Поклонной горе, д. 13. Вам лучше обратиться на личный прием к специалистам управления Росреестра по МО, они вам подробно могут все разъяснить.

— Я хочу узнать, как поставить недвижимость на кадастровый учет. У нас в поселке Кленово (это Новая Москва) находится дача, хозблок 5х5. Куда мне обратиться? Мы раньше в подольское БТИ ходили, а сейчас куда?

— Вы можете пригласить любого кадастрового инженера, сведения о котором содержатся в госреестре. Реестр размещен на сайте Росреестра (rosreestr.ru). Выбираете кадастрового инженера, приглашаете его к себе, он проводит кадастровые работы, оформляет технический план. После этого можете обращаться с заявлением о постановке на учет.

— А сколько это стоит?

— Работы договорные, определяете сумму по договору с кадастровым инженером. Можете вызвать специалиста из БТИ. До 2014 года лица, считающиеся кадастровыми инженерами, могут выполнять работы наравне с аттестованными кадастровыми инженерами.

— Я живу в Восточном Измайлове, на улице 15-я Парковая. В моем доме 1963 года постройки есть нежилые помещения на 1-м этаже, в подвале, а также есть пристройка к дому. В 1997 году коммерсанты построили на придомовой территории вход в подвальное помещение, как раз под моими окнами, примерно 20 кв. м. С тех пор я у наших чиновников не могу добиться конкретного ответа: имеется ли какой-нибудь разрешающий документ на возведение этого входа. И до сих пор ответа нет. Вы можете мне сказать: это самовольная постройка, не прошедшая регистрации и не поставленная на кадастровый учет в вашем управлении или площадь этого входа входит в общую площадь жилых помещений этих коммерсантов? Они уже стали собственниками всех нежилых помещений в нашем доме.

— Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо обратиться к сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вы это можете сделать самостоятельно — написать личное заявление в приемной или сделать запрос через Интернет. Проблема в том, что органом, контролирующим соблюдение градостроительных норм, является Комитет государственного строительного надзора города Москвы, а не Управление Росреестра. И ответ, является ли постройка самовольной, могут предоставить в этой организации. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме одновременно являются и собственниками общего имущества, в том числе и стен дома. И если стены претерпели изменение без согласия собственников, то спор между собственниками помещений и лицами, осуществившими самовольное строительство, может быть разрешен в суде по иску собственников. Если вы хотите подробнее узнать о способах защиты права собственности в многоквартирном жилом доме, изучите постановление пленума Высшего арбитражного суда №54 — документ есть в Интернете. Там подробно расписаны способы защиты права. А узнать, являются ли ваши коммерсанты собственниками или нет, можете в Комитете государственного строительного надзора: напишите заявление с указанием объекта, о котором вы хотите получить информацию.

— Я подавала — и мне выдали общую площадь нежилых помещений, собственником которых является данное лицо.

— И вы там не видите входа, я так понимаю. Там написано, что объект такой-то, собственник такой-то и площадь такая-то. И все. Чтобы узнать его конфигурацию, вы должны обращаться в орган кадастрового учета, который бы предоставил вам соответствующую кадастровую выписку, в которой будет отображено это помещение. В состав кадастровой выписки об объекте недвижимости должен входить план этажа с указанием границ помещения. Если технический учет входа был осуществлен, то информация о нем была передана в орган кадастрового учета — и, соответственно, в выписке это будет отражено. Если госучет этого помещения осуществлен не был, то, соответственно, в кадастровый орган эта информация не поступала. Если вы не увидите на плане этажа этого входа, то учет его не проводился. Это означает, что, проведя реконструкцию, собственники помещения не обращались за технической инвентаризацией и техническим учетом.

— И получается, что это незаконная постройка.

— Не исключаю. Но точно утверждать нельзя.

— Могу я перед обращением в кадастровую палату подъехать к вам и получить консультацию?

— На сайте Управления Росреестра размещен график личного приема, запишитесь на личный прием по указанным телефонам, тогда можно будет проконсультироваться.

— У меня земельный участок в Новомосковском округе. Земля оформлена в собственность. Теперь я хотела бы оформить в собственность дом. Подскажите, куда обращаться, какие документы нужны?

— В Новой Москве работают четыре приемные: 1) Апрелевка, улица Парковая, дом 1, строение 1; 2) Троицк, улица Солнечная, дом 13; 3) Щербинка, ул. Юбилейная, дом 3; 4) Варшавское шоссе, дом 152, корпус 1. (оно специализировано по юрлицам, но по предварительной записи можно будет и туда). Можете также еще обратиться в МФЦ для подачи документов.

— Какие документы нужны? Мне нужно оформить в собственность дачный дом.

— У вас вид разрешенного использования земельного участка какой? Садоводство? Личное подсобное?

— Этого я не знаю.

— Если у вас участок предназначен для садоводства, тогда вам для регистрации права на этот объект нужно принести заполненную декларацию установленной формы и квитанцию об оплате госпошлины. В декларации не забудьте указать сведения о земельном участке, на котором расположен дом. Этого будет достаточно, если права на сам земельный участок оформлены.

— А где взять бланк декларации?

— Можете взять образец у нас на сайте, можете в «Консультанте» или в любой другой правовой системе — в Интернете легко найти.

— А если участок еще не переоформлен на Москву — раньше ведь это была Московская область?

— Изменение границ субъекта на ваше право никак не повлияло. Просто изменится адрес в вашем старом документе, подтверждающем, что на тот момент регистрация была проведена.

— А стоимость этой услуги какая?

— Госпошлина 200 рублей.

— Я звоню из Новой Москвы, Новомосковский административный округ, поселение Рязановское. Рядом с моим участком (у меня 7 соток в собственности под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) проходит рядом дорога, а на дороге лежал участок, такая канава замусоренная, грязная. Я ее вычистил, засыпал землей, облагородил, посадил деревья, цветы. Получилось где-то около сотки земли. И вот я хотел бы эту сотку как-то оформить. Я за нее 6 лет платил аренду по согласованию с деревенским собранием, со старостой — то есть все это сделал не самовольно. А вот сейчас, когда мы перешли в Москву, мне сказали, что нужно эту землю на себя оформить, потому что перенесен забор. Я написал письмо в префектуру, и оттуда пришел ответ, что они не занимаются этим делом. Тогда я позвонил в Департамент городского имущества на улице Бахрушина, разговаривал с чиновником, который отвечает за эту землю, назвал ему кадастровый номер участка. Он подтвердил, что земля без обременения, но участок якобы надо выставлять на торги. А кто, говорит, кроме вас, будет на него претендовать — это никому не нужная бывшая канава. И получается замкнутый круг: на торги не могут выставить, потому что не найдется больше желающих на эту сотку, а в префектуре тоже ничего не могут сделать. Подскажите мне выход, что мне делать?

— Земля, которую вы освоили, возможно, даже не разграничена. Распоряжение неразграниченными землями на территории города Москвы осуществляет Департамент городского имущества, куда вы уже обращались. Ответ, что на торги этот участок выставить невозможно, поскольку не будет ни одного претендента, на наш взгляд, не до конца верный, поскольку наличие одного претендента на торгах просто означает, что вы будете их победителем. Поэтому вам необходимо обратиться в службу одного окна департамента, написать заявление о том, что вы просите сформировать участок и выставить его на торги, и ждать от них официального ответа.

— А вот скажите: если мне, допустим, этот участок отдадут, надо будет за него платить как пенсионеру, как ветерану или бесплатно его присоединят?

— Если вы выкупите этот участок, вы сможете его потом объединить со своим, можете не объединять, но за оба участка вам придется платить земельный налог.

— И сразу же второй вопрос: нам рассчитали сейчас новый налог 0,3 процента от кадастровой стоимости. А наш совет депутатов поселения Рязановское в 2012 году принял решение снизить налоговую ставку до 0,1 процента. И вот получается неразбериха: я должен платить за мои 7 соток 6500 рублей, если по решению Совета депутатов у меня получается всего 2200.

— Я думаю, что по этому вопросу вам необходимо обращаться в Управление налоговой службы по городу Москве, потому что комментировать установленные ставки налога могут только там. Либо по ставкам налога обращаться в органы государственной власти, в тот же Департамент городского имущества: применяются ли в Москве акты, изданные на территории Московской области.

— Я одного не пойму, депутаты одно принимают, а в налоговой службе мне говорят совершенно другое. Я заплатил по ставке 0,3. Конечно, мне как пенсионеру это очень накладно.

— Нюанс заключается в том, что когда депутаты принимали решение, территория была в составе Московской области, теперь территория в составе Москвы.

— Наша дача находится теперь в Москве, а раньше числились в Наро-Фоминском районе Московской области. В свидетельстве о праве собственности на землю решением Первомайского сельсовета от 1992 года записан тип разрешенного использования: для коллективного дачного строительства. В постановлении, которое мы сейчас имеем, такой формулировки нет. Есть для ведения личного подсобного хозяйства. И вот уже два года мучаемся. Я была в Наро-Фоминском кадастровом учреждении…

— Мы вас поняли, можно не перечислять, куда вы обращались. Поскольку ваш земельный участок сегодня находится на территории Москвы, полномочия по изменению вида разрешенного использования закреплены за Департаментом городского имущества. Для департамента установлен административный регламент по оказанию государственных услуг, и как раз услуга по изменению вида разрешенного использования регулируется этим административным регламентом. Поэтому рекомендуем вам обратиться в Департамент городского имущества на улицу Бахрушина, д. 20, либо в службу одного окна с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Перечень документов, который для этого необходим, посмотрите на сайте департамента.

— Я уже там была.

— Другого мы вам предложить не можем. Управление Росреестра не уполномочено самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка.

— А на основании чего мне должны изменить вид использования?

— На основании вашего заявления и перечня документов, который указан в административном регламенте по оказанию государственной услуги. Для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о новом виде разрешенного использования требуется распорядительный акт Департамента городского имущества.

— Я уже везде была, и меня везде отсылают.

— Напишите письменное обращение, заявление. Пусть они вам письменно ответят. Если вы не удовлетворены ответом, вы можете обжаловать его в судебном порядке.

— На имя кого я должна написать заявление?

— Напишите заявление на имя руководителя Департамента городского имущества. Вообще проконсультировать вас должны в службе одного окна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру