Столичным школам нужен хороший совет

Образовательными учреждениями будут управлять коллегиально

26 декабря 2013 в 19:55, просмотров: 2201

Одним из самых важных этапов реформы системы столичного образования стало появление управляющего совета в школе. Именно через него и реализуется государственно-общественное управление образовательными учреждениями. Об успешном функционировании нового органа на конкретном примере рассказал председатель управляющего совета гимназии №1512, депутат муниципального округа Вешняки Сергей Поспелов.

Столичным школам нужен хороший совет

— Сергей Валерьевич, в чем заключается основная функция управляющего совета школы?

— Мы обсуждаем вопросы, связанные с перспективным развитием школы. На заседаниях решаем, нужно или не нужно вводить в школе обязательную школьную форму, будет в школе пятидневная или шестидневная система обучения, будут ли какие-то специальные образовательные курсы, какое участие будет принимать комитет гимназического управления в жизни школы и т.д. Определяются вопросы стратегического развития школы. Например, будет ли в ней какая-то конкретная направленность — математическая, физическая или языковая. Управляющий совет — это тот орган, который определяет стратегию развития образовательного учреждения.

В Москве образовательные учреждения укрупняются, и я считаю, что это очень позитивная динамика. Эти комплексы будут обладать большим количеством экономических, учебных и производственных возможностей, которые пойдут на пользу и коллективу, и ученикам, и родителям. Наша гимназия, например, представляет собой комплекс из детского сада, прогимназии и гимназии. Роль управляющего совета в таком комплексе возрастает. Он в нашей гимназии существует около двух лет. Решение всегда выносится коллегиально. В случае, если мнения директора школы и управляющего совета расходятся по какому-либо вопросу, в силу вступает решение, принятое советом. Директор не может давить на совет. Эффективность совета должны измерять ученики и родители. Если мы видим, что в школе нет конфликтных ситуаций, что все мнения учтены, значит, совет работает хорошо.

— Как формируется состав управляющего совета образовательного учреждения?

— Он формируется из учителей, учеников, выпускников, муниципальных депутатов и родителей. Решения, принимаемые управляющим советом, не вызывают в коллективе отторжения. Председатель управляющего совета тоже выбирается путем голосования. Это должен быть человек, который имеет непосредственное отношение к гимназии — в моем случае я учился в этой гимназии, и мне дороги ее традиции, — делает это на общественных началах и никак не зависит от исполнительного органа власти: ни от директора, ни от завуча. Кроме того, директор учебного заведения не может являться председателем совета. По сути своей председатель управляющего совета — это медиатор, который учитывает при принятии решения мнения всех заинтересованных лиц. Если деятельность председателя по каким-то причинам перестала удовлетворять управляющий совет, то на очередном заседании члены совета могут поставить вопрос о замене председателя.

— Департамент образования возложил на управляющий совет еще одну важную миссию — утверждение кандидатуры директора образовательного учреждения. Как вы оцениваете это нововведение?

 — Как показала практика, демократическая форма назначения руководителя образовательного учреждения имеет очень позитивный эффект. Это не просто игра в демократию. Это хороший инструмент повышения легитимности директора. Человеку, который был назначен по итогам открытого обсуждения, работать легче. Это не просто назначенец, который пришел по чьему-либо решению, этого человека мы выбрали сами, и поэтому мы обязаны ему помогать. Управляющий совет в этом случае — незаменимый орган, который помогает принять это непростое решение.

— Как проходили выборы директора именно в вашей гимназии?

— Мы провели открытое заседание. Сделали трансляцию из зала заседаний в актовый зал, где находились родители и все желающие. Они задавали кандидатам вопросы посредством СМС и записок. Процесс был максимально открытым. В результате этого вопросов по законности процедуры назначения не осталось. По итогам был единогласно выбран достойный человек, который сейчас работает на благо гимназии.

— Какие перспективы развития вы видите для управляющего совета?

 — Мэр города Сергей Собянин и руководитель Департамента образования Исаак Калина готовы идти на эксперименты и на расширение возможностей органов местного самоуправления. Мы пробуем и учимся. В этом направлении нужно идти. К управляющим советам прислушиваются и им доверяют. На данный момент не хватает каких-то нормативных документов и правовой базы. Но в целом я считаю, что управляющий совет будет только развиваться, укреплять и расширять свои полномочия.



Партнеры