«МК» заглянул в окна роста экономики

Как будет развиваться столица в ближайшие три года

Еще летом Сергей Собянин представил программу «Москва — город, удобный для жизни», которая должна стать базовым документом развития столицы на ближайшие пять лет. Один из семи приоритетов — «Новая экономика Москвы». Комментируя его, градоначальник отметил: «Это приоритет о том, не как потратить, а как зарабатывать деньги». Согласно документу, «зарабатывать» Москва должна, создавая новые программы поддержки реального сектора экономики, промышленности и инноваций, привлекая инвестиции и улучшая предпринимательский климат. Пример, как всего этого можно достичь, власти показали чуть раньше. В частности, отменили целый ряд избыточных бюрократических процедур в строительстве, разработали ясную схему подключения к электрическим сетям. Что еще делается и будет делаться?

Московское правительство постоянно анализирует тенденции социально-экономического развития города с учетом необходимости решения задач, поставленных в бюджетном Послании Президента России. Сначала стоит сказать об основных показателях развития города в 2012–2013 годах, а затем — дать прогноз на 2014–2016-е.

Как будет развиваться столица в ближайшие три года

Основной показатель, характеризующий развитие экономики Москвы, — валовой региональный продукт. В 2012 году он составил на душу населения около 1 млн руб. (32,2 тыс. долл. США), что в 2,2 раза превышает среднероссийский уровень — 437 тыс. руб. (14 тыс. долл. США).

Послекризисное восстановление экономического роста в городе началось в 2010-м. Оно характеризовалось повышением инвестиционной активности, потребительского спроса, повышенными инвестициями в инфраструктурные проекты, в развитие здравоохранения и образования.

В структуре валового регионального продукта Москвы наибольший удельный вес занимает сфера торговли (в том числе топливно-энергетическими ресурсами). На втором месте — деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями и разработками, а также информационными технологиями. Третье место по объему добавленной стоимости — у промышленности. Такая структура столичного валового регионального продукта близка к структуре мировых городов.

Промышленность Москвы в основном представлена обрабатывающими производствами (доля в валовом региональном продукте — 13%). 80% отгруженной продукции и две трети рабочих мест приходятся на пять основных отраслей: пищевую, химическую, нефтеперерабатывающую, производство транспортных средств, а также электро-, электронного и оптического оборудования. В целом в обрабатывающей промышленности города в группе растущих отраслей сосредоточены высокотехнологичные производства.

Оборот розничной торговли в 2012 году составил больше 3,6 млрд руб. с ростом в сопоставимых ценах на 1,7%. На 6,4% вырос оборот розничной торговли в расчете на душу населения. По итогам 2013 года ожидается увеличение товарооборота на 3,5–4%.

Безработица — самая низкая, зарплата — самая высокая

Сохраняется положительная динамика на рынке труда. Численность работающих горожан составляет 99,2% от экономически активного населения (6,5 млн человек). Уровень безработицы, согласно методологии Международной организации труда, сохраняется в пределах, не превышающих 1% от общей численности экономически активного населения. Кстати, этот показатель снижался в течение 2012 года с 0,65% (40,6 тыс. человек) до 0,44% (27,6 тыс. человек). А к концу июня 2013 года достиг 0,38% от экономически активного населения. В целом за 2013 год зарегистрированная безработица оценивается на уровне не более 0,4%.

Что касается зарплаты, то в Москве ее уровень стабильно превышает среднероссийский в 1,8 раза. Это обусловлено концентрацией в городе высокооплачиваемых рабочих мест. Статистические данные по средней заработной плате охватывают 4,5 млн занятых (около 70% от общего числа работающих в экономике города). Самые высокооплачиваемые рабочие места — в секторе услуг. Так, уровень оплаты труда людей, занятых в сфере финансовых услуг, в 2012 году превысил 100 тыс. руб. в месяц. Дифференциация заработной платы в реальном секторе экономики в 2012 году составила от 37 тыс. руб. в строительстве до 51 тыс. руб. в транспорте и в связи.

За первое полугодие 2013 года реальная заработная плата выросла на 6,1% по отношению к первому полугодию 2012-го. Уровень среднемесячных доходов в финансовой сфере составил 113 тыс. рублей. В реальном секторе экономики — от 33 тыс. в розничной торговле до 57 тыс. рублей на транспорте и в связи. В целом по итогам 2013 года прогнозируется рост номинальной среднемесячной заработной платы на 11,5%, реальной — на 4,7%.

Естественный прирост населения в 2012 году превысил уровень 2011 года в 1,4 раза и составил 17,2 тыс. человек (в 2011 году — 12,2 тыс. человек). В первом полугодии 2013 года тенденция сохранилась — естественный прирост составил 6,5 тыс. человек. В 2012 году количество родившихся (134,7 тыс. человек) по сравнению с 2011 годом (126,7 тыс. человек) увеличилось на 6,3%. За первое полугодие 2013-го в Москве родилось 65,3 тыс. детей, коэффициент рождаемости составил 11 младенцев на 1000 человек населения.

Прогноз с учетом разных сценариев

Теперь настало время вместе со специалистами дать прогноз социально-экономического развития Москвы на 2014–2016 годы.

По данным экспертов, в последнее время экономика города сталкивается с действием ряда новых внешних факторов. Продолжает наблюдаться замедление темпов роста ВВП России (с 4,5% в 2010-м до 3,4% в 2012-м). И это несмотря на то, что за этот период цены на нефть марки URALS увеличились в 1,8 раза.

Впрочем, объяснение есть: замедлились темпы роста мировой экономики. Международный валютный фонд снизил прогнозы по росту мирового ВВП до 3,1% в 2013 году. Прогнозируемый неустойчивый рост США, замедление темпов роста экономики Китая, стагнация европейских рынков в 2014–2016 годах будут оказывать негативное влияние на экономику России.

Прогноз социально-экономического развития Москвы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов разработан на вариантной основе с учетом различных сценарных условий. Первый вариант — консервативный. Он предполагает сохранение инерционных трендов замедления темпов роста экономики, вызванных в том числе действием неблагоприятных внешних факторов, снижением инвестиционных расходов федерального бюджета, инвестиционной активности частных компаний, консервативной кредитно-денежной политикой и, как следствие, невозможность реализации потенциала развития.

Второй — умеренно-оптимистичный вариант. Он отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета Москвы.

Столица уделит внимание информатизации и гостиничному бизнесу

В качестве базового для разработки параметров бюджета города Москвы на 2014–2016 годы предложено использовать умеренно-оптимистичный вариант.

Прогнозируемые темпы роста валового регионального продукта Москвы — от 2,3% в 2014 году до 3,0% в 2016-м. На период 2014–2016 годов в структуре добавленной стоимости города не прогнозируется существенных изменений. С учетом происходящей структурной перестройки промышленности в 2014–2016 годы ее удельный вес не изменится.

Значительные расходы бюджета Москвы и федерального бюджета на социальную сферу обеспечат рост доли валовой добавленной стоимости в секторе услуг за счет традиционно бюджетоориентированных секторов (образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг), в том числе за счет привлечения в эти сферы частного капитала. В связи с этим прогнозируется рост доли образования в структуре валового регионального продукта до 2,4% в 2016 году по сравнению с 2,2% в 2013-м. Доля таких видов деятельности, как «здравоохранение» и «предоставление социальных услуг», за тот же период вырастет с 3,0% до 3,4%.

В перспективе прогнозируется рост доли таких видов деятельности, как «внедрение и обслуживание систем информатизации», «научные и проектно-изыскательские работы», а также деятельности, связанной с оказанием бизнес-услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса и финансовой деятельности (без учета банковского сектора).

Прогноз предусматривает значительный рост ряда отраслей обрабатывающей промышленности в городе. При этом производство нефтепродуктов сохранит свои позиции в качестве ведущей отрасли. Прогнозируется сохранение роста выпуска легковых автомобилей. Индекс производства в этой отрасли в 2014–2016 годах будет значительно опережать рост промышленности в целом и оценивается в 110–113%.

Горожане с каждым годом потребляют меньше воды и электричества

В связи с реализацией федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» химическое производство в среднесрочном периоде сохранит тенденцию роста за счет развития фармацевтической продукции. Ожидается рост производства парфюмерно-косметических средств. Индекс производства в химической отрасли в 2014–2016 годах прогнозируется на уровне 108–110% в год.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2013 году прогнозируется на уровне 2012 года, в последующие годы не исключено снижение (в 2016 году к 2013-му — на 0,7%). Основная причина — сокращение потребности промышленных предприятий. Кроме того, в городе постоянно снижается объем водопотребления. Снижение как водо-, так и энергопотребления обусловлено в том числе внедрением энергосберегающих технологий, установкой приборов учета и заменой устаревшего оборудования.

В среднесрочной перспективе потребление электроэнергии будет сокращаться в промышленности (около 15% потребления) за счет внедрения энергосберегающих технологий, стабилизируется в секторе населения (около 25% потребления), вырастет в секторе «прочих потребителей» за счет увеличения площади торговли, офисов, инженерной инфраструктуры, в том числе при застройке присоединенных к городу Москве территорий.

Предполагается, что в 2014–2016 годах инвестиции в основной капитал, как и в предыдущие два года, будут расти темпами быстрее валового регионального продукта. По оценке в сопоставимых ценах, рост инвестиций в 2014 году составит около 6,2%, в 2015-м — 6,5%, в 2016-м — 7,0%. Продолжится сложившаяся тенденция увеличения инвестиций в машины и оборудование (по итогам 2011 года доля таких инвестиций составила 54,2%, в 2012-м — 56,4%). Объем затрат на эти цели в сопоставимых ценах уже превысил докризисный уровень.

Административные барьеры перестанут портить жизнь предпринимателям

Главные задачи, решаемые в рамках адресной инвестиционной программы Москвы, — совершенствование транспортной и социальной инфраструктуры. На период 2014–2016 годов в сфере транспорта приоритетными направлениями являются:

— увеличение протяженности линий Московского метрополитена;

— модернизация системы наземного городского транспорта;

— создание принципиально новой системы городского и пригородного железнодорожного транспорта, организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги;

— строительство комфортных для пассажиров транспортно-пересадочных узлов;

— строительство и реконструкция улично-дорожной сети и транспортных сооружений (развязки, мосты, путепроводы и другие аналогичные сооружения);

— развитие парковочных пространств.

В социальной сфере в 2014–2016 годах за счет всех источников финансирования предполагается построить около 10 млн кв. м жилой площади, 102 дошкольных образовательных учреждения, 66 школ, блоков начальных классов и пристроек к школам, 78 объектов здравоохранения. Будет продолжена ликвидация ветхого пятиэтажного жилищного фонда первого периода индустриального домостроения. В 2012 году в жилищном фонде города доля ветхого и аварийного жилья составляла 0,4% общей площади жилых помещений, что значительно ниже, чем в среднем по России, — 3,0%.

В рамках подготовки к проведению в 2018 году в городе Москве чемпионата мира по футболу будут реализованы мероприятия по развитию территории спорткомплекса «Лужники» с реконструкцией Большой спортивной арены и 21 существующего объекта, строительством 25 новых объектов, будет завершено строительство стадионов «Спартак» и ЦСКА за счет внебюджетных источников финансирования.

Среди нефинансовых мер государственной поддержки, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата, можно выделить снижение административных барьеров, в частности сокращение количества и сроков согласований и выдачи разрешений, повышение прозрачности инвестиционных процедур, а также меры по защите конкуренции.

Кроме того, правительство Москвы реализует комплекс мер, направленных на поддержку предприятий и организаций: «налоговые льготы в обмен на инвестиции»; организация системы технополисов, технопарков, индустриальных парков; финансовая поддержка (субсидирование) промышленных предприятий, а также малого и среднего бизнеса; развитие городской инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса. Указанные меры позволяют стимулировать экономическую активность в долгосрочном периоде.

Продолжительность жизни перешагнет 77-летний рубеж

Прогнозируется дальнейшее развитие торговой инфраструктуры. Рост розничного товарооборота ожидается в размере от 3,7% до 4,3% ежегодно. Рост объемов платных услуг населению оценивается в 2014 году — 101,2%, в 2015 году — 101,5%, в 2016 году — 102,0%.

Инфляция в Москве начнет снижаться во втором полугодии 2013 года и составит в 2014 году около 5,5%, в 2015–2016 гг. — 5,0% и 4,7% соответственно. Тем не менее сохраняются риски роста инфляционного давления. К увеличению темпов инфляции могут привести неурожайные годы и непредусмотренное ослабление курса рубля, вызванное оттоком капитала из страны. Динамика инфляции будет в значительной степени определяться действиями Центрального Банка Российской Федерации.

Основной причиной роста инфляции является рост цен на продовольственные товары, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет 34,1%. Сдерживанию роста цен также будет способствовать тарифная политика правительства Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.

Принимаемые меры по модернизации столичного здравоохранения и совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению будут способствовать росту ожидаемой продолжительности жизни москвичей. В 2016 году продолжительность жизни при рождении в столице перешагнет 77-летний рубеж. Прогнозируемое увеличение численности населения пожилого возраста вследствие улучшения качества медицинского обслуживания не приведет к росту общего коэффициента смертности. В связи с этим доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения увеличится с 25,7% в 2013 году до 29,2% в 2016 году.

В 2014–2016 годах количество детей вырастет на 100–110 тыс. человек, в том числе в возрасте от 3 до 6 лет включительно — на 75–80 тыс. человек. При этом наблюдается устойчивая тенденция рождаемости детей, у которых ни один из родителей не зарегистрирован в городе Москве (в начале 1990-х годов таких было 9%, в 2012 году — уже 21,3%). Действие перечисленных факторов приведет к увеличению демографической нагрузки на 1000 лиц трудоспособного возраста с 650 нетрудоспособных в 2013 году, до 766 в 2016-м.

Величина прожиточного минимума будет расти быстрее инфляции

Сложившаяся возрастная структура населения предполагает развитие ряда негативных тенденций. Ежегодно в среднем на 50 тыс. человек будет сокращаться количество женщин в возрасте 20–40 лет, на которых приходится 95% всех рождений, что повлечет за собой сокращение числа родившихся и естественного прироста населения. Начиная с 2017 года вследствие снижения рождаемости будет происходить сокращение численности детей младших возрастов, в том числе посещающих дошкольные образовательные учреждения. С учетом этих тенденций численность населения трудоспособного возраста в 2013–2016 годах будет уменьшаться на 80–100 тыс. человек каждый год (без учета миграции).

Численность занятых в экономике города продолжит увеличиваться в среднем на 0,7–0,9% ежегодно в основном за счет миграционного прироста и в 2016 году составит 6,77 млн человек. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) не превысит 1% от экономически активного населения.

Среднегородской уровень зарплаты за шесть месяцев 2013 года вырос на 13,8% к январю—июню 2012-го и превысил 57,2 тыс. рублей. Реальная зарплата увеличилась на 6,1% (за вычетом уровня инфляции 7,2% в среднегодовом исчислении). Прогноз социально-экономического развития Москвы в 2014–2016 годах предполагает увеличение реальной заработной платы на 5,4–5,8%.

Сейчас в структуре денежных доходов населения оплата труда и выплаты социального характера занимают около 40% (по России — свыше 65%). Доходы от собственности составляют 15,0–16,5%, прочие доходы (от имущества, продажи валюты и пр.) — 27–28%. В предстоящий период значительных изменений в структуре доходов не предполагается.

В связи с изменениями методики расчета прожиточного минимума ожидается его рост темпами, превышающими уровень инфляции: в 2014 году — 6,4%, в 2015 году — 5,1%, в 2016-м — 5,2%.

В 2016 году денежные доходы в расчете на душу населения будут в 4,8 раза превышать величину прожиточного минимума. По прогнозу Пенсионного фонда Российской Федерации, средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделении Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области, в 2016 году составит 14,6 тыс. рублей (без региональной доплаты) с ростом пенсий к уровню 2013 года на 33,4%, в реальном исчислении — не менее 17%. Ожидается рост количества пенсионеров до 3,03 млн человек в 2016 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру