НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ УЛИЦ

История граффити насчитывает столько же веков, сколько и история человечества. Только раньше рисунки на стенах назывались наскальной живописью, а люди, их творившие, — неандертальцами. Современный граффитчик отличается от обычных людей наличием рюкзака с баллончиками краски, перепачканными во все цвета радуги руками и хорошей реакцией. Последнее обусловлено тем, что искусство граффитчика, как правило, нелегально и в процессе творчества ему нельзя быть застигнутым милицией. Точностью отличаются только короли, а найденный мной персонаж к этой категории не относится, его лишь можно скромно назвать одним из лучших граффитчиков Москвы. На пороге он появился с получасовым опозданием, мило улыбаясь и протягивая мне руку. Лицо малолетнего хулигана и наивно-детский взгляд. Огромный рюкзак, в котором легко бы поместился и сам владелец. Одежда юного спрейщика — отдельная песня. Велика размера на два, из-под трех балахонов видны несколько маек. Как выяснилось в ходе беседы, за беспорядочной массой одежды скрывается достаточно интересный и, что самое удивительное, интеллигентный молодой человек. Правда, свое имя он так и не назвал: "Называй меня просто Агли" (в переводе с американского сленга "страшненький"). Штрихи Для тех, кто вообще не знает, что такое граффити, поясню: это высокохудожественное разрисовывание заборов и стен. Рисовать можно что угодно и где угодно, даже на маминых обоях, и все это можно будет назвать "граффити". На стенах московских домов "street-art" появился с началом перестройки и прочно занял свое место на вертикально-монументальных поверхностях. — А ты знаешь, где и когда появились самые первые граффити? — Если мне не изменяет моя маразматическая память, история современного "street-art" началась в 70-х, когда на стенах нью-йоркских подземок стали появляться простенькие, сделанные в основном одним-двумя цветами, яркие надписи. Совершенно бездарные и нелепые. Эти надписи являлись своеобразным "лого" (именем) автора. Чаще всего это была кличка или имя спрейщика плюс номер его квартала (например "Voodoo 2000" или "Boss 99"). Уже в 80-х практически все стены и вагоны подземки Нью-Йорка были размалеваны и представляли собой сплошной графический рисунок. И в 1989 году муниципалитет города напрочь запретил расписывать подземку. Можно сказать, благодаря этому запрету граффити "поднялись" на поверхность и обосновались на стенах и заборах. Европейской столицей граффити принято считать Лондон. В Европе все началось оттуда. — В большинстве городов расписывание стен незаконно. Есть ли исключения? — Да, есть. В Париже искусство граффити практически легализовано. Несколько лет назад и в Москве можно было рисовать на временных постройках. — Агли, помнишь времена, когда и до нашей доблестной родины докатился "street-art"? — Если не брать во внимание надписи типа "Темнота — друг молодежи...", то первые настоящие граффити появились в России в середине девяностых. Тогда это были лишь жалкие пародии. Но с чего-то ведь надо было начинать! Вид сбоку Строго говоря, граффити — это крайне сложные по исполнению портреты людей, зашифрованные слова и слоганы. Написать ругательство на заборе просто, сделать граффити — удел настоящих художников. Сразу на стену, "из головы", никто не рисует. Сначала рождается эскиз, и над ним автор трудится достаточно долгое время. Потом заготавливаются трафареты и выбирается удобное место для граффити. Рисунок наносится на стену в несколько слоев, а иногда и заходов. Прежде всего изображение букв должно быть не плоским, а многомерным, выпуклым. Цвета желательно комбинировать и смешивать вместе, для того чтобы добиться достоверности отбрасываемых теней. Надпись или слоган — не единственный сюжет. Обыкновенный орнамент или узор изображают так, что кажется: на стене написана какая-то фраза, а не загогулины. Но тут уже требуется недюжее мастерство. — Почему очень мало встречается надписей на русском языке? — Да потому, что не модно! Встретить граффити на русском языке практически невозможно, а изысканные высказывания — просто нереально. Так уж получилось, что великий и могучий не богат крылатыми фразами "хип-хопа". ("Хип-хоп" является основным, можно сказать, разговорным языком спрейщиков. — Л. Ю.) "Go Vegan" (в переводе с английского "иди за вегетарианцами") — излюбленный слоган агрессивных молодых людей, слушающих тяжелую музыку, но при этом обладающих нежными сердцами, которые не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. "Straight Age" — этой фразе отдают предпочтение чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны субъекты. "Стритейджеры" пропагандируют здоровый образ жизни и длительное воздержание. Персонажи — Кто они, наши российские "спрейщики"? — Сегодня граффитчиков можно условно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка, его цветовую гамму и информативность (портреты и узоры — это по их части), вторые подходят к граффити как к способу самовыражения ("Кирилл — придурок" или "Я люблю Влада" из этой серии). Но все же граффити — это не для всех, а только для продвинутых и прежде всего грамотных. Графитчики находят особый кайф в том, чтобы зашифровать свои творения. Для этого достаточно придумать исключительно свой, невообразимый шрифт и этим шрифтом написать простенькое слово. Можно сказать наверняка, что написанное поймет только автор. Какой резон рисовать то, что дойдет до каждого? Сегодня в Москве существует множество "crew", занимающихся настенным артом. Они представляют собой команды с четким разделением труда. Кто-то рисует, кто-то танцует, кто-то сочиняет музыку. Туда входит и группа поддержки из друзей и родственников и даже случайные свидетели. — Значит, эти "крю" — просто обыкновенная тусовка? — Можно сказать и так. В переводе с того же американского сленга это и есть сборище. Любая, даже совершенно ничем не выдающаяся группа тинэйджеров без зазрения совести может обозвать себя "crew". С лингвистической точки зрения это будет верно. — Так что, граффити рисуют исключительно табунами? — Не только. Наряду с такими командами существуют и свободные спрейщики, картины которых зачастую являются более интересными, чем командное исполнение. Они не зацикливаются на одной теме, а ищут новые решения и экстремальные условия. Их лозунг — "Нарисовал, сфотографировал, смылся". Фотография необходима автору иногда для "доказательства наличия", иногда просто для памяти. 15 суток В российском законодательстве нанесение рисунка на стену приравнивается к хулиганству. Но максимум, что ждет спрейщика, попавшегося с поличным, — оттирание своего художества собственной одеждой. Пока серьезных прецедентов, касающихся скандалов со спрейщиками, в Москве не было. Смысл этого новомодного искусства не столько в том, что рисовать, но и где. Наибольшее количество адреналина выделяется именно тогда, когда рисунок наносится на объект наибольшей важности в условиях повышенной опасности. Что может быть для спрейщика кайфовей, чем проникнуть глубокой ночью в переход на Манежной площади и оставить там некоторые признаки своего пребывания? Если повезет, граффити продержится 24 часа, но сколько нервных клеток потеряют стражи порядка за это время... Да, главной жертвой этого искусства является наша доблестная милиция. Особой популярностью у граффитчиков пользуются припаркованные милицейские "козлы" и постовые будки. — У тебя есть мечта? — Дожить до времен, когда граффити будет приравниваться не к мелкому хулиганству, а к высокому искусству.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру