Из всех прочих деревьев ель выделяется тем, что имеет не только вечнозеленый, но и еще и социальный окрас. Она — прекрасный источник информации об уровне доходов ее владельцев. Например, в этом году на елочных базарах Москвы елку можно купить по цене семьдесят рублей за метр. А можно — в пять раз дороже: более пушистую и с “заморскими корнями”. Впрочем, количество иголок на сантиметр ветки — еще не самый красноречивый показатель. Главное — какие на этих ветвях висят игрушки. Есть елки “бабушкины”: с шарами и гирляндами — ровесниками брежневской эпохи, а есть произведения искусства с игрушками от Фаберже или от Гуччи. К примеру, Том Форд еще год назад смастерил черного цвета елку с украшениями в 43 фунта каждое. Общая стоимость елки оценивалась в 1500 долларов. Кстати, довольно скромная цена по меркам мира “от кутюр”...
— К Новому году я обязательно покупаю живую елку. А что касается украшений, предпочитаю придерживаться классических канонов. Обычно я каждый год покупаю шары двух цветов: то сочетаю красный и синий, то — красный и золотой.
Помимо “большой” елки мы каждый год наряжаем еще одну, “детскую” — для моей дочки Танечки. Дизайн маленькой елки Таня придумывает сама. Я ей разрешаю вешать на нее все, что ей нравится: конфеты, игрушки...
Когда я была маленькой, Новый год ассоциировался у меня со сказкой, и я хочу, чтобы дочка воспринимала этот праздник точно так же. Поэтому у нас в доме огромное количество гирлянд и фигурки всех традиционных новогодних персонажей: Деда Мороза, Снегурочки, ангелов.
Как будут выглядеть наши елки в этом Новом году — пока не знаю. Но мы обязательно пойдем по магазинам за новыми украшениями — эта радость у нас еще впереди.
В последние годы оформление квартир к новогодним праздникам — стабильный источник доходов для московских декораторов. Состоятельных граждан потянуло на эксклюзив: не просто свечи, а новогодние композиции со свечами и редкими цветами, например, орхидеями или каллами. А вместо традиционных венков — сложные сооружения из голых яблоневых веток и крашеных колосьев пшеницы. Многие ради достойной встречи Нового года готовы к еще более радикальным переменам: когда вся квартира — от ванной комнаты до прихожей — украшается еловыми ветками с вплетенными в них розами или зелеными яблоками (реальный случай, поведанный одним из московских декораторов). Стоимость декораторских работ колеблется от 500 до 5 тысяч долларов (в сумму с тремя нулями обходится оформление загородных коттеджей).
Что касается живых елок, состоятельные граждане все чаще предпочитают им елки “синтетические”, например, из соломы или хрусталя. Но это еще не повод для того, чтобы прикрывать подмосковные совхозы, специализирующиеся на выращивании зеленых красавиц. Большинство москвичей по-прежнему не мыслят Новый год без пьянящего запаха натуральной елки и неизменно направляют свои стопы к елочным базарам.
Ель присутствует в наших интерьерах не только в конце декабря — начале января. Она также широко представлена в мебельном производстве. Особенно популярна еловая мебель в Скандинавских странах: например, в Финляндии любят устилать полы крупными сосновыми досками. У нас предпочитают дуб, однако по ценам он далеко не такой демократичный: стол из ели или сосны будет стоить на порядок дешевле.
По убранству елки можно сделать вывод не только о благосостоянии семьи, но и о размерах городской казны. В Москве, например, качеству и количеству городских елок год от года придается все большее значение. В преддверии 2003 года в Белокаменной появится новшество: две “неоновые” ели — на Манежной площади и возле Павелецкого вокзала. Заметно увеличилось число елок и в окрестностях мэрии: две стоят у памятника Долгорукому, а две их визави — прямо возле мэрии. Впрочем, вызвано ли такое елочное изобилие пополнением столичного бюджета — вопрос отдельный. Во всяком случае, до Токио, где нарядили самую дорогую в мире ель, нам еще далеко. Шестиметровую японскую красавицу украсили ювелирными изделиями и дорогими часами. Общая сумма елки — 11 млн. долларов.
Одна из самых популярных в мире елок стоит в музее Метрополитен. Сотрудники украшают новогоднее дерево старинными игрушками, датированными XVII—XIX веками: ангелами, “библейскими” фигурками и колокольчиками. После окончания праздников игрушки выставляются в экспозиции музея.
Если в предыдущие годы елки и интерьеры оформляли в минималистском стиле — белые свечи и холодные однотонные шары серебряного, синего или красного цветов, то сейчас народ потянуло на винтаж. Согласитесь, рождественские ангелы, изготовленные руками художников, создают куда более душевное настроение, чем фабричный глянец шаров. Стоят такие изделия от 10—15 долларов. Те, у кого имеются средства, опустошают содержимое антикварных магазинов. Самые дорогие игрушки — дореволюционные: из дерева, папье-маше и шелковых и парчовых тканей. Отдельной строкой идет “советский винтаж” — “хрущевские” космонавты и кукуруза, а также “брежневские” огурцы и белочки на прищепках. Ну а елка “от кутюр” — это уже украшения от Фаберже, Сваровски и прочих именитых ювелирных брендов.
Родоначальниками “елочного дизайна” принято считать немцев: по их собственным заверениям, первым официальным лицом, который зажег свечки на новогодней елке, был сам Мартин Лютер.
В Англии первые новогодние игрушки появились в XIX веке: когда королева Виктория вышла замуж за немецкого принца Альберта. В США елки стали украшать начиная с 1747 года. В России — с 1852 года (первая “правительственная” елка появилась на Екатерингофском вокзале). Самой старой российской игрушкой, сохранившейся по сей день, считается деревянный солдатик, повешенный на елку в 1887 году.
Другое популярное украшение, несомненно, придающее интерьеру ностальгическую и одновременно торжественную атмосферу, — карнавальные маски. Декораторы рекомендуют вешать их не только на елку, но также на стены, занавеси и зеркала. Предпочтительные цвета — красный, винный и золотая парча. Маски можно купить как в художественных галереях (от 15—20 долларов за штуку в зависимости от размера), так и на елочных ярмарках (изделия китайского производства стоят от 100 рублей). Правда, истинные “ценители жанра” специально ездят за масками на “их историческую родину”, в Венецию.
Появление венецианских масок обычно связывают с проведением первых карнавалов (1495 год). В карнавалах принимали участие как представители аристократии, так и простой люд: маски надевались для того, чтобы никто не чувствовал себя “не в своей тарелке”. В России маски впервые надели в начале XVIII века: на карнавале, устроенном по случаю заключения мира со шведами.
Если у вас не хватает денег на настоящий винтаж, а китайские мастера ну никак не удовлетворяют вашим вкусам, можно последовать экстремальным советам дизайнеров. К примеру, украсить елку компакт-дисками (подходит меломанам: расходы на “украшения” сводятся к нулю). Или свежими мандаринами (35—40 рублей за килограмм плюс ленточка для крепления фруктов на ветках). Для пущей красоты можно купить пакетик с палочками корицы (около 20 рублей в супермаркетах) и воткнуть по нескольку штук в каждый мандарин — комната наполнится пикантным ароматом. Еще один способ приукрасить елку — повесить на нее бусы и броши, извлеченные из семейных шкатулок (пойдут как бабушкины украшения, так и янтарные ожерелья, купленные мамой во время отдыха в Юрмале). Обладателям садовых участков стоит поэкспериментировать с физалисом или сухоцветами. Более дорогие, но очень эффектные “игрушки” — свежие цветы (единственный минус — небольшой “срок годности”). Если купить розы — елка влетит в копеечку (средняя стоимость розы — сто рублей). Но есть вариант подешевле: представьте на минуту, как будут смотреться на зеленом фоне обычные красные гвоздики...
Что касается глобальных перемен в интерьере, прекрасный и удивительно дешевый способ можно позаимствовать у итальянцев. В канун праздников они выкидывают из дома все старые вещи, полагая, что таким образом они очищают квартиры от негативной, застоявшейся энергии. Так что в Италии под Новый год работы прибавляется не только у декораторов, но еще и у мусорщиков...
В этом году в Москве открывается 357 елочных базаров. Причем на них можно купить не только натуральные, но и искусственные ели. Ежегодно в столице распродается около 85% деревьев, около 15 приходится сжигать.
Штраф за вырубку елок в Москве и области составляет примерно 1250 рублей, на Украине — от 170 до 700 гривен, в Тюменской области он доходит до 5 тыс. рублей.