Общественная палата взялась за образовательный стандарт

Общественная палата подготовила заключение на законопроект о новом образовательном госстандерте

Как стало известно «МК», Общественная палата России подготовила перечень принципиальных замечаний на правительственный законопроект о введении нового государственного образовательного стандарта, принятого Госдумой в первом чтении в октябре 2007 года. Перечень получился внушительным.

По общему мнению, ситуация с образовательным госстандартом в стране близка к критической. Де-факто он существует: включает в себя три компонента -- федеральный; региональный и школьный; определяет обязательный минимум содержания образования и максимальную величину учебной нагрузки; а также требования к уровню подготовки выпускников. Однако законодательно стандарты общего образования не закреплены. А чтобы учебный процесс не прерывался, вместо них применяются полулегальные «базисный учебный план» и «минимальные требования к содержанию образования», утвержденные Минобрнауки.

Восполнить пробел, а заодно закрепить юридически новые подходы к целям и задачам системы образования, должен был подготовленный правительством проект закона о новом госстандарте. С его принятием предполагалось изменить структуру стандартов – отказаться от трехзвенности и ограничиться федеральным компонентом, а также узаконить наряду с учебными и внеучебные образовательные программы. Кроме того образовательный Госстандарт должен был впервые включить в себя требования к условиям, в которых проходит  обучение. Главной же его задачей было введение единых принципов процедуры разработки и утверждения федеральных государственных стандартов.

Концепцию проекта закона  в Общественной палате поддержали: без нового стандарта ни переход на нормативно-подушевое финансирование школы и новую систему оплаты труда учителей; ни введение новой системы оценки качества; ни расширение общественного участия в управлении образованием немыслимы, подчеркивают здесь. Но несмотря на это в Общественной палате убеждены: предлагаемый вариант законопроекта не только не решит накопившихся проблем, но добавит новые. Его основные положения настолько нечетки, что в случае принятия вызовут страшную путаницу и неразбериху, предупреждают эксперты.

Прежде всего, в заключении Общественной палаты отмечается, что «в законопроекте четко не определен предмет законодательного регулирования». А в результате «остается неясным, какими методами осуществляется регулирование взаимоотношения между гражданами, государством и системой образования». Нет в нем и четкого определения образовательной программы -- хотя ее значение особенно повышается в связи с отказом от включения в закон о госстандарте образования перечня предметов образовательного минимума.

Большие опасения вызывает и введенное в законопроекте понятие примерной образовательной программы, на основании которой предполагается строить образовательные программы школ. «Такая формулировка дает возможность чрезмерного регулирования школьной образовательной программы, что будет приводить к снижению гибкости образовательных программ, отходу от вариативности и снижению инновационной деятельности учителей» -- тем более, что соотношение «примерной» и «основной образовательной» программ в законе не определено, указывают в Общественной палате. В таких условиях «возникает высокая вероятность возвращения к советской системе с ее негибкостью и консерватизмом»,-- предупреждают эксперты.

Вообще, по их мнению, отсутствие четких разграничений полномочий по формированию стандарта центра и регионов обернется неминуемым хаосом. То же, кстати, относится и к формированию учебных планов: с одной стороны законопроект оставляет за школой и регионом право влиять на содержание образования, то есть дополнять обязательную (федеральную) часть предметов местными, а с другой, не прописывает ни пропорции их сочетания, ни порядок работы, отмечают эксперты Общественной палаты.

Наконец, критику экспертов вызвало и включение в госстандарт условий обучения школьников. Казалось бы, это положение дает шанс улучшить материальную базу школ, подтянув ее до приемлемого уровня. Однако в нынешней редакции эта сторона госстандарта образования останется пустой декларацией: в законопроекте не заложен механизм ресурсного обеспечения стандартов образования. А в отсутствие средств спрашивать со школы за материальную базу, на которой ведется обучение, несправедливо, да и бессмысленно, убеждены в Общественной палате.

Учитывая значимость законопроекта о новом образовательном госстандарте, Общественная палата сочла возможным поддержать его несмотря на все сделанные замечаения, отмечается в ее заключении. Но если они будут проигнорированы и войдут в окончательную редакцию закона, он не заработает, убеждены эксперты. В ближайшее время заключение Общественной палаты поступит в Госдуму и в Минобрнауки.

 

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру