Прокуратура не согласилась с ЛДПР и разрешила "Яндексу" не быть СМИ

"История закрыта", говорят источники

Генеральная прокуратура отвела от "Яндекса" угрозу быть вынужденным ставить свою работу в более жесткие, нежели сейчас, рамки. Правда, есть вероятность, что временно. Прокуроры не согласились с мнением депутатов от ЛДПР насчет того, что новостной сервис поисковика следует приравнять к СМИ. Другое дело, что народные избранники предвидели подобное развитие событий и "грозились" в случае чего принять аж целый новый закон. Какие у него перспективы, пока не ясно.

"История закрыта", говорят источники

Генпрокуратура, проводившая проверку "Яндекса" по запросу депутата Госдумы Андрея Лугового, не нашла нарушений в деятельности крупнейшего российского интернет-поисковика, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники. "История закрыта, прокуратура дала ответ на поступившее ей ранее письмо, в котором констатирует, что деятельность "Яндекса" полностью соответствует законодательству", - цитирует газета своего неназванного собеседника.

Подозрения о том, что у поисковика скоро начнутся проблемы, возникли в конце апреля, когда проходил медиафорум Общероссийского народного фронта. В том мероприятии принял участие Владимир Путин, и в ходе общения президента с одним из блоггеров имел место такой диалог.

"С одной стороны, это поисковик, с другой - это вроде как СМИ. Топ-5 новостей "Яндекса" просматривают несколько десятков миллионов человек. "Яндекс" при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет", - заявил участник форума. Путин на это ответил, что с "Яндексом" "не так все просто". "Сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать", - добавил президент. И в некотором роде вступился за отечественный поисковик. На один из вопросов - о рисках хакерских атак, деятельности АНБ и поиска информации через Google - глава государства ответил: ""Яндексом" пользуйтесь! Да, все идет через американские сервера".

Спустя две недели стало известно о неожиданной инициативе ЛДПР - депутат Андрей Луговой направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить, выполняет ли "Яндекс" положения закона "О СМИ". По мнению Лугового, популярный сервис "Яндекс.Новости" должен подпадать под его нормы. "Отличий между новостями в топе "Яндекса" и новостями, которые распространяет, например, газета, нет", - цитировал депутата "Коммерсант". Издание также сообщало, что, если прокуроры не согласятся с этой точкой зрения, депутат намерен подготовить изменения в законодательство. И тогда, в случае принятия нового закона, новые правила начали бы работать для всех коллег "Яндекса".

Насколько известно, работа над документом мало-помалу началась. Как узнал "МК", идея нашла поддержку у коллег Лугового из фракции "Справедливой России". В частности, первый замглавы Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Леонид Левин заявлял: "Эта тема перегрета либеральными СМИ, но проблема сайтов-агрегаторов новостей реально существует, и "Яндекс.Новости" - лишь один из конкретных примеров ее проявления".

А глава комитета Алексей Митрофанов предлагал посмотреть на ситуацию "с точки зрения честной конкуренции": "Традиционные СМИ тратят огромные ресурсы, время, чтобы получить эксклюзивную информацию, а она - раз! - и в топе новостей на "Яндексе", и он разнес ее по всей стране!" При этом Митрофанов предлагал прописать в законе "О СМИ" статус агрегаторов как "гибридный" - все-таки это не совсем СМИ в классическим смысле слова.

Интернет-компании пытались вразумить депутатов и приглашали Лугового и его однопартийца и единомышленника по этому вопросу Владимира Деньгина в гости, чтобы лично объяснить, что они никакие не СМИ. Парламентарии в гости не спешили. Возможно, сперва хотели узнать мнение Путина. И узнали, он его высказал 10 июня на форуме "Интернет-предпринимательство в России". Правда, так по-мидовски, что трактовать его слова можно и в плюс, и в минус с точки зрения "Яндекса".

"Наша миссия будет заключаться в том, чтобы помочь... людям, которые работают в этих чрезвычайно перспективных отраслях (имелись в виду интернет-компании - "МК"), стать независимыми, и если уж не точку зрения государства и общества, то, во всяком случае, свою личную точку зрения выражать и формулировать ее так, как вы считаете нужным, потому что, когда это происходит на национальной почве, в конечном итоге это все равно на пользу государству", - сказал Путин.

И тут же ответил на заявление гендиректора "Яндекса" Аркадия Воложа, который отметил: Россия является одной из немногих стран, где в интернете доминируют отечественные компании и имеют собственную поисковую систему.

"Вы сказали про некую миссию, - ответил президент. - Про то, что всего три-четыре страны, у которых есть свои поисковики, и в этой связи возникает миссия у тех участников этого процесса, у тех стран, которые таким ресурсом обладают. Видимо, вы со мной согласитесь, что этот эксперимент будет чистым, если каждый из этих "миссионеров" обладает известной чистотой суверенитета. Потому что если за всеми четырьмя стоит один хозяин, то это уже не миссия, а монополия, а монополия хороша только тогда, когда она своя".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру