Призыв наконец-то помочь Киеву связан, по мнению инициаторов принятия резолюции, с возрастающей угрозой со стороны России и текущей активностью Кремля. «Российская Федерация при президенте Владимире Путине развернула политическую, экономическую и военную агрессию с целью подрыва независимости и нарушения территориальной целостности Украины... – гласит текст документа, – … эта агрессия включает в себя насильственную и незаконную оккупацию Крыма российскими военными, ...создание сепаратистских группировок в других областях Украины, снабжение их летальным оружием...». Также в документе напрямую говорится об участии российских военных в боевых действиях на востоке Украины: «Военнослужащие и представители сил безопасности Российской Федерации проникли в эти регионы Украины и продолжают оказывать прямую поддержку сепаратистским группам».
«Жители Украины не жаждут присутствия американских войск, – отметил один из авторов резолюции, член Комитета по внешней политике Конгресса США Элиот Энджел, – Им нужно лишь оружие для самообороны. У них его нет. У нас — есть»
Нынешняя резолюция, по сути, стала лишь очередным — и не принципиальным – шагом в достаточно длинной череде «намеков», посылаемых Конгрессом Обаме относительно поставок «летального оборонительного оружия» (формулировка из резолюции 162) Украине.
Как известно, еще в декабре 2014 года американский лидер Обама подписал предварительно одобренный обеими палатами Конгресса «Акт о поддержке свободы Украины 2014», дающий ему право оказать как военную, так и не военную помощь Киеву. В документе указывалось, что США готовы выделить на это $100 млн. в текущем году, и еще по $125 млн. в 2016-м и 2017-м — то есть на $350 млн в течение трех лет. «Президент имеет право предоставлять средства обороны... – гласит текст документа, – с целью противодействия наступательным вооружениям и для восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины, в том числе: противотанковые орудия, вооружение и амуниция для личного состава, радары для обнаружения артиллерийских батарей, системы управления огнем, дальномеры, разведывательные беспилотники, коммуникационное оборудование...». Позднее группа сенаторов заявила о намерении расширить финансовые рамки почти в три раза — до $1млрд.
Однако ключевым аспектом данных решений оставалось то, что они не обязывали Обаму помогать Украине оружием, а лишь наделяли его полномочиями для этого. Принять документ, по которому американский президент не смог бы пойти против воли конгрессменов, весьма затруднительно, отметил в беседе с «МК» руководитель Центра исследований внешнеполитического механизма США Института США и Канады РАН Сергей Самуйлов: «Если даже обе палаты Конгресса примут законопроект, обязывающий Обаму предоставить оружие, президент может ветировать этот документ — например, если решит, что конгрессмены не пошли ему навстречу по каким-то важным для него проблемам. А преодолеть президентское вето двумя третями обеих палат — дело очень сложное, поскольку демократы не будут голосовать против Обамы. И даже конгрессмены-республиканцы сейчас опасаются втягивания США в «опосредованную», как они говорят, войну с Россией. Кроме того, и в Брюсселе, и в Вашингтоне, в отличие от Киева, у власти все-таки не «горячие головы», а более-менее трезвомыслящие».
Сам президент США уже дал понять, что не намерен торопиться с решением о поставках оружия — сперва стоит понаблюдать, как выполняются Минские договоренности, достигнутые в феврале на встрече «нормандской четверки».
Кроме того, считает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, американский лидер вовсе не сторонник военного разрешения ситуации и предпочел бы договориться. По мнению эксперта,выполнение всех пожеланий конгрессменов — а в декабрьском «Акте» они допустили возможность введения и новых санкций против России, включая ее ВПК, – приведет к новой «холодной войне».