Запрет на закупки российских ракетных двигателей бьет по Америке

Пентагону: не плюй в колодец, пригодится воды напиться

После того как Крым стал российским Пентагон пригорюнился: как посылать в космос свои военные и разведывательные спутники? Конечно, Крым и Космос не имеют ничего общего кроме заглавной буквы. Но вот между ними возникли санкции, которые наложил Конгресс США на покупку российских двигателей, без них вышеупомянутые спутники, как говорится, «и ни туды, и ни сюды».

Пентагону: не плюй в колодец, пригодится воды напиться

Прошло всего пять месяцев после введения санкций Конгрессом, и что мы видим? Пентагон лоббирует Капитолий за их отмену. Видите ли, ему российские двигатели будут нужны еще несколько лет, иначе самые изощренные американские военные и разведывательные технологии в Космос ни-ни.

Слабинка, проявленная Пентагоном и разведкой, привела в бешенство антироссийское крыло Конгресса во главе с председателем сенатского комитета по военным делам Джоном Маккейном.

«Я не знаю, какой должна быть позиция Пентагона и администрации Обамы кроме того, чтобы умиротворять Путина», — хнычет республиканец от штата Калифорния и тоже член сенатского комитета по военным делам Дункан Хантер. Он предвидит ужесточение схватки Пентагона с Конгрессом в ближайшие месяцы и иронически восклицает: «Можете ли представить гонку вооружений в Космосе с использованием российских ракет?»

Пентагон штурмует Конгресс не в гордом одиночестве. Вместе с ним шеф всех разведывательных ведомств США Джеймс Клэппер и такие столпы американского ВПК как «Боинг» и «Локхид Мартин». Поди выстой против них! Складывается такое впечатление, что Конгресс медленно, но неуклонно прогибается под ними, несмотря на санкции. Еще 11 мая шеф Пентагона Эштон Картер и шеф разведки Джеймс Клэппер в письме руководству сената пугали его тем, что Пентагон «столкнется со значительными вызовами в смысле допуска в Космос наиболее деликатных военных и разведывательных миссий, если санкции на российские двигатели останутся нетронутыми».

Когда палата представителей приняла ежегодный законопроект по военным расходам, она использовала такие формулировки, которые облегчают обход санкций. Сенатский комитет по военному сервису тоже рекомендовал компромисс, согласно которому компания, использующая российские двигатели, созданная как объединенное предприятие «Боинга» и «Локхид Мартин» и получившая название «Юнайтед Лаунч Алкайенс» будет добиваться пользования ими аж до конца этого десятилетия! Вот, оказывается, как долго будет идти война в Украине!

Дебаты на Капитолии вокруг запрета покупки двигателей «Энергомаша» показывают, по словам газеты «Нью-Йорк таймс» «сейсмические перемены в отношениях между Соединенными Штатами и Россией за последние четверть века». Опора на российские ракеты была остатком так называемого «мирного дивиденда», последовавшего за «холодной войной».

«Энергомаш», создающий ракетные двигатели, является наследником советской ракетной программы. Он сконтактировался с «Локхид Мартин» в начале 1990 годов для создания новых технологий и сотрудничества в мирном покорении Космоса и для того, чтобы воспрепятствовать распространению ракетных технологий в других странах.

Наряду с «Локхид Мартин» и «Пратт энд Уитни» «Энергомаш» приспособил ракетный двигатель RD-180 для его использования в серии ракет «Атлас», которые сейчас клепает альянс «Локхид Мартин» и «Боинг». Двигатель уже применялся в ходе 54 запусков лишь последней версии «Атлас-V», для коммерческих и военных миссий НАСА. В своем заявлении «Юнайтед Лаунч Алкайенс» называет RD-180 «технологически передовым и надежным двигателем».

Конечно, Пентагон и ВПК хотят иметь свои собственные ракетные двигатели. Выступая в сенате в апреле месяце, министр ВВС США Дебора Ли Джеймс говорила, что «история с Крымом сделала абсолютно ясной для нас необходимость перестать полагаться на российские двигатели». Но она сама добавила, что приостановка новых покупок «после Крыма», как этого требует закон, лишит ВВС США надежных двигателей для ракет «Атлас» после 2018 года.

По словам отставного генерала ВВС США Дэвида Дептула «прекращение опоры на двигатели RD-180 не столь просто, как это может показаться». Генерал сейчас возглавляет Институт Митчелла по аэрокосмическим исследованиям в Арлингтоне, штат Вирджиния. Он утверждает, что «недостаток инвестиций, отсутствие ясного будущего и бюрократия привели к замедлению инноваций альтернатив на целые годы. Мы должны помнить всегда, что Америка достигла Луны в менее чем за десятилетие».

Дебаты по поводу RD-180 еще больше усложняются соперничеством между теми американскими компаниями, которые зарятся заменить россиян и стать хозяевами в производстве ракетных двигателей. А это стоит 70 миллиардов в контрактах на военные и разведывательные цели с 2015 года по 2030 год. Такие подсчеты сделал Правительственный офис аккуантинга США.

«Юнайтед Лаунч Аллайенс», который был создан в 2006 году, пользуется монополией на военные и разведывательные контракты. Тем не менее с ним конкурирует «Корпорация исследования космических технологий» или «Space X». Она основана Элоном Маском, антрепренром, за которым стоят «Pay Pae» и «Tesla». «Space X» разработала свою собственную ракету, получившую название «Falcon 9», которая уже произвела 18 успешных запусков для НАСА и частных компаний, включая первое частное пополнение Международной космической станции. После месяцев расследований, переговоров и даже судебных исков, которые были урегулированы в прошлом году, ВВС США сертифицировали в мае этого года «Falcon 9» для ее использования в миссиях национальной безопасности. На этом монопольному положению «Юнайтед» был положен конец.

Как говорит Джеймс, «Space X» сейчас может конкурировать за два запуска планируемые в этом году и еще за семь запусков, которые состоятся в 2016 и 201?? годах. Как сообщили ВВС США на этой неделе, биддинг-аукцион за первый запуск начнется 23 июня с подачи заявлений.

«Space X» утверждает, что его ракеты могут совершать запуски, обходящиеся значительно дешевле чем те, которые входят в «Юнайтед» — «Атлас V» и «Дельта IV». Маск считает сертификацию «весьма важным шагом на пути конкуренции в национальных миссиях».

«Юнайтед» обязался построить новую ракету под названием «Вулкан», которой не потребуются российские двигатели. Но первые ее испытания назначены на 2019 год, а их сертификация ожидается лишь в 2022 году. Улита едет, когда-то будет. Вот почему в своем письме Конгрессу Картер и Клэппер предупреждают — санкции на получение новых российских двигателей будут означать, что «Юнайтед» вскоре исчерпает свои запасы ракет «Атлас V» и у него останутся лишь намного дорогие ракеты «Дельта IV», которые тоже на исходе.

Сейчас дебаты в высшем американском командовании ведутся о том, сколько запусков будет позволено сделать «Юнайтед» с российскими двигателями. Компания заказала 29 двигателей, 15 из которых уже оплачены и запланированы для стартов. Пентагон хочет, чтобы «Юнайтед» использовал и оставшиеся двигатели. Палата согласна пойти на это, но вот сенат готов допустить покупку других двигателей только в том случае, если «Юнайтед» победит в состязательном аукционе против «Space X».

Если санкции не будут отменены «Space X» может оказаться единственной компанией, которая станет участвовать в аукционах грядущих годов, то есть «Space X» как бы повторит ту самую монополию, которой пользовался «Юнайтед». Именно эту монополию пытались разбить Пентагон, «Space X» и другие компании. Картер и Клэппер заявляют, что хотят поддерживать «атмосферу, в которой возможна ценовая конкуренция».

«Одна из наших крупнейших оборонительных компаний лоббирует в пользу Москвы. Это весьма странная позиция для нашей военной индустрии», — говорит Хантер. Драка внутри американского ВПК это сугубо его дело. А вот санкции — это уже дело администрации Обамы. Ну а Россия несколько затянула с «тучными годами» развала Советского Союза.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру