Губернаторы в панике: будет назван самый худший из них

Составитель рейтинга выживаемости глав регионов Константин КОСТИН: «Мы никого не снимаем, а только предупреждаем власть о том, что ей недовольны»

Один раз в квартал губернаторам спится особенно плохо и беспокойно: они ожидают публикации очередного рейтинга эффективности (его еще называют рейтингом выживаемости) губернаторов. Давно замечено, что главы регионов, оказавшиеся на последних местах в этом исследовании, чаще всего отправляются в отставку. Но и те, кто расположился наверху, ревнуют оказавшихся выше. Очередной рейтинг еще не опубликован, но губернаторы уже встревожены больше обычного: Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) объявил об ужесточении методики расчета. Теперь в оценку губернатора добавятся еще и баллы за экономическую привлекательность региона, и за деньги, перечисленные им в федеральный бюджет. Кого и зачем хочет напугать ФоРГО своим очередным рейтингом? Выполняет ли он заказы по «опусканию» неугодных власти губернаторов на последние места? Об этом «МК» спросил у руководителя фонда Константина КОСТИНА.

Составитель рейтинга выживаемости глав регионов Константин КОСТИН: «Мы никого не снимаем, а только предупреждаем власть о том, что ей недовольны»
Константин Костин. Фото: commons.wikimedia.org/Nickpo

Переполох в губернаторском корпусе, который возник после презентации новой методики расчета, внятнее всех сформулировал глава Орловской области Вадим Потомский. Он назвал рейтинг «пугалкой для губернаторов» и заявил, что немыслимо сравнивать по собираемости налогов и выдаче кредитов его регион с нефтедобывающими регионами.

— Я сразу хочу ответить на обиды и страхи губернаторов. Они критикуют методику, не ознакомившись с ней. Мы не собираемся сравнивать регионы между собой по показателям НДС. Мы не сравниваем Тюменскую область с Орловской, а сравниваем показатели конкретного региона в завершающемся квартале с предыдущими периодами, — сказал «МК» Костин. — Мы пытаемся понять, улучшается ситуация в регионе или ухудшается. И есть ли в этом вина власти.

Даже самый сложный депрессивный регион может привлекать кредиты, участвовать в программах, строить дороги, оказывать новые услуги. Если он это делает, то мы можем говорить о том, что региональная власть способствует развитию экономики, а значит, губернатор будет повышать свои показатели и продвигаться в рейтинге.

Поэтому пусть не пугаются губернаторы регионов, в которых нет нефти. Кстати, главы регионов, в которых она есть, могут оказаться «в убытке» и опуститься в рейтинге, поскольку цены на углеводороды стали ниже, а значит, и показатели НДС по сравнению с прошлым годом "просели".

— Есть ряд регионов, к примеру — столичный, губернаторы которых всегда на первых местах. Но там летом начинается сезон отпусков и экономическая, деловая активность существенно снижается. Если экономические показатели падают, то почему же главы этих регионов никогда не покидают верхних строчек рейтинга?

— Социальное самочувствие мы сравниваем поквартально, а в экономике учитываем сезонный фактор, то есть сравниваем ее активность с прошлым летом.

— С момента, как вы стали выпускать рейтинги выживаемости губернаторов, начались разговоры: ФоРГО получает «сигналы» из Кремля: если какого-то губернатора собираются уволить — нужно поместить его на последние места рейтинга. Как прокомментируете эти подозрения?

— Нет никаких заказов, хотя власть действительно обращает внимание на наш рейтинг. Часто губернаторы с последних мест постепенно перебирались наверх. А чтобы умерить страхи глав регионов, в последнем рейтинге, вышедшем в июне, мы даже вовсе отказались кого-то помещать в нижнюю группу, которая называлась «эффективность ниже среднего». Наш рейтинг пользуется авторитетом, его цитируют, соответственно, и слухов вокруг него всегда достаточно. Но мы не угадываем отставки и переназначения глав регионов.

— И не влияете на судьбу губернаторов?

— Мы пытаемся объективно оценить, что происходит на территории субъекта Федерации. Если граждане региона чувствуют себя плохо, то это находит отражение в нашем рейтинге. Мнение населения было и остается главным критерием для нас, в том числе и в экономическом модуле. И о росте цен граждане могут говорить по-разному: либо понимать объективные трудности, либо обвинять коррумпированное руководство. Если жители региона не доверяют губернатору, то его может ожидать отставка, но это исходит от них, а наше исследование только предупреждает о недовольстве властью ее же саму.

— В подготовке рейтинга участвуют эксперты. Были случаи, когда губернаторы пытались их «уговорить» поднять себя повыше?

— К нам пытались обращаться, с экспертами пытались «проводить работу», чтобы они более лояльно оценивали происходящее в регионе. Это правда. Уверен, что скажу правду и о том, что мы никогда не принимали таких предложений.

— Есть версия, что о социальном самочувствии граждан региона вы судите по результатам «Единой Россия» на выборах...

— Это невозможно учитывать: мы же не можем проводить выборы раз в квартал. Раз в квартал проводится социологическое исследование, на которое мы опираемся.

— Несколько лет назад были внедрены критерии государственной оценки губернаторов. Чем рейтинг ФоРГО отличается от нее?

— Оценка на государственном уровне тоже учитывает данные социологических исследований, но не в такой степени. Для нас настроение общества имеет наибольший вес. А государство выпускает свой рейтинг не ежеквартально, как мы, а раз в год. Поэтому объективных экономических показателей там больше, а мнений граждан меньше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру