Чтению обвинительного приговора в суде Савченко противопоставила новую голодовку

Зал заседаний не смог вместить всех желающих

В понедельник в Донецком суде Ростовской области начали зачитывать приговор украинке Надежде Савченко, обвиняемой в пособничестве в убийстве российских журналистов Антона Волошина и Игоря Корнелюка и незаконном пересечении границы летом 2014 года.

Срок заключения для бывшей военнослужащей, а ныне депутата Верховной рады и члена делегации ПАСЕ, будет объявлен 22 марта. Прокуроры требуют осудить украинку на 23 года колонии, по российскому законодательству максимально женщину можно приговорить к 25 годам.

Зал заседаний не смог вместить всех желающих

Около 9 утра Савченко под усиленной охраной в сопровождении машин с мигалками доставили в здание суда. Журналистов запускали в зал только после двойного досмотра: полицейские проверяли людей на улице, а приставы — в фойе. Желающих было так много, что около 30 человек остались стоять на улице, поскольку внутри, по словам охраны, кончились места.

Чтобы предупредить возможные провокации, на крышах соседних домов посадили снайперов, а вокруг суда выставили оцепление из бойцов ОМОН, казаков и кинологов с собаками. Силовики в масках и с автоматами перекрыли даже центральную улицу города. А учителя местных школ предупреждали родителей, что в связи с оглашением приговора в Донецк съедутся иностранцы, поэтому ради «безопасности жизни и здоровья детей» их нельзя оставлять без присмотра.

Вместе с тем не все иностранцы смогли попасть на скандальный процесс. Депутат Верховной рады, представляющая Украину в политической подгруппе по Минским соглашениям, Ирина Геращенко была остановлена на погранпереходе. После трех часов проверки на российской границе ей было заявлено, что въезд в Россию для нее закрыт на пять лет как для нежелательной персоны, представляющей угрозу России. Зато из Киева поддержать Савченко приехали ее сестра Вера, украинские консулы, 9 депутатов Верховной рады из «Батькивщины» и «Блока Петра Порошенко» и пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко. Правда, после перерыва на обед в зале суда осталась только сестра подсудимой, остальных без объяснения причин не пустили.

Вместе с украинскими представителями на суд отправились дипломаты из Австрии, Германии, Испании, Франции, Литвы, Польши, Румынии, Швеции, Словении, Великобритании, США, Канады, Норвегии и Швейцарии. И хотя непосредственно в зале суда для них места не оказалось, их разместили в отдельной комнате, где они следили за приговором по телевизору.

После того как с размещением по залам всех прибывших разобрались, коллегия из трех судей — Али Хайбуллаева, Евгения Черныша и председателя Леонида Степаненко — начала зачитывать обвинительное заключение. Савченко при этом отказалась вставать, поворачивалась спиной к суду и вообще очень быстро потеряла к процессу всякий интерес. Весь день она много смеялась и о чем-то шутила с приставами и своими адвокатами — Марком Фейгиным и Николаем Полозовым, которые также не проявляли к суду особого уважения.

Тем временем Степаненко зачитывал позицию стороны обвинения о том, что Савченко вызвалась корректировать огонь по Металлисту, потому что испытывала личную ненависть ко всем сторонникам ЛНР, в том числе среди мирных жителей. Также Степаненко напомнил, что, по словам свидетелей обвинения, попав в плен, украинка неоднократно называла себя наводчицей, а ее сослуживцы именовали подозреваемую «серым кардиналом «Айдара». Суд зачитал показания Плотницкого и других фигурантов дела, которые заявляют, что Савченко была отпущена из плена и по собственной инициативе пересекла российскую границу.

Не обошлось и без провокаций. Известный сторонник самопровозглашенных ДНР и ЛНР британский журналист Грэм Филлипс начал снимать родственников Савченко на телефон и задавать им вопрос: «Вам не стыдно за дочь?».

В самом Донецке мнение общественности также раскололось. С утра сторонники Савченко проводили пикеты за ее скорейшее освобождение, а днем прокремлевские организации устроили митинг в поддержку российского правосудия. Обе акции были немногочисленными, до 10–15 человек каждая.

Во время одного из перерывов Фейгин напомнил, что через 10 дней после оглашения приговора его подзащитная вновь начнет сухую голодовку и продолжит ее до тех пор, пока не окажется на родине.

Насколько тяжело украинке будет пережить очередную «сухую голодовку», неизвестно. Ранее в интервью украинским СМИ Фейгин рассказал, что во время прошлой голодовки его подзащитная отказалась от любой еды, которую ей предлагали в СИЗО. Но при этом она ела специальные смеси, которые готовили для нее члены семьи, адвокаты и украинские консулы.

По словам Фейгина, во время «сухой голодовки» Савченко отказалась только от воды, но Полозов, также участвовавший в интервью, вмешался и сказал, что их подзащитная перестала есть и смеси. Как бы там ни было, все без исключения журналисты отмечают, что после нескольких месяцев истязания собственного организма Савченко выглядит вполне жизнерадостным и здоровым человеком.

Обжаловать решение суда Савченко тоже не будет, отказываясь, таким образом, от рассмотрения своего дела в ЕСПЧ. Она рассчитывает, что ее к тому времени обменяют.

«Украина будет прилагать все усилия для немедленного освобождения Савченко», — заявил 21 марта пресс-секретарь президента Украины Цеголко. Глава Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов тоже надеется, что после оглашения приговора в отношении украинки применят пункт Минских соглашений об обмене военнопленными по формуле «всех на всех».

То есть Москва выдаст Киеву Савченко, а тот в свою очередь вернет России бывших военнослужащих Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Отметим, что суд над россиянами еще далек до своего завершения, и если Украина откажется освобождать их до вынесения приговора, вполне может быть, что украинка останется в российской тюрьме еще на несколько месяцев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27060 от 22 марта 2016

Заголовок в газете: Надежда на обмен

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру