Оппозиция и власть готовят договорняк к выборам в Госдуму

Можно ли считать нормальными такие сделки?

Можно ли считать нормальными такие сделки?

В сентябре 2016 года в России пройдут выборы в Госдуму. Половина депутатов будет избрана по партийным спискам, другая половина — по одномандатным округам.

Кремль, как принято считать, «дал установку» сделать эти выборы, во-первых, честными, во-вторых, конкурентными, а в‑третьих, прозрачными.

Трудно сказать, как там будет с честностью, но прозрачности уже сейчас хоть отбавляй.

Обескураживающей прозрачности.

Несколько недель СМИ обсуждают, как четыре парламентские партии («ЕР», КПРФ, ЛДПР и «СР») при посредничестве Администрации Президента ведут переговоры о том, как бы половчее поделить сорок из 225 одномандатных округов. Суть сделки проста: каждая из вышеназванных партий выдвигает своих кандидатов в 10 округах, а в 30 других никого не выдвигает, чтобы эти сорок отобранных и согласованных человек (10 единороссов, 10 коммунистов, 10 справороссов и 10 элдэпээровцев) прошли в Госдуму гарантированно. Последняя новость: коммунисты как-то не так себя повели, подали списки, которые не устроили других участников переговоров, и теперь сделка если и будет заключена, то без них.

Стоит обратить внимание на то, что три из вышеназванных четырех партий называют себя «оппозиционными», а одна из них — КПРФ, считается «главной оппозиционной силой страны»…

Об этом милом шахер-махере рассказывают представители руководства «ЕР» и ЛДПР и источники, близкие к сакральным местам, где принимаются решения, в «СР» все это активно комментируют и подтверждают, а коммунисты опровергают, но как-то неоднозначно.

Если бы речь шла о спорте, сделку накануне решающего матча презрительно назвали бы договорняком — игрой, результат которой заранее предопределен, потому что соперники тайно договорились о нем заранее. Договорняк считается серьезным нарушением спортивных правил и даже преступлением.

Выборы в национальный парламент — решающий матч в общероссийской политической игре. И вот игроки ведущих команд и их главные тренеры на весь мир объявляют: «Граждане, внимание! В 40 округах у нас все предопределено». А граждане либо вообще не обращают внимания на это заявление, либо спокойно обсуждают перспективы достижения эпохальных договоренностей!

Да, 40 или 30 округов — это лишь 18% от общего их числа, а эксперты сходятся в одном: никакая договоренность не может гарантировать стопроцентного успеха ее участникам, тем более если КПРФ действительно отойдет в сторону. К тому же политика — игра специфическая. Публичная ее часть — лишь верхушка айсберга, все остальное — закулисная, «кулуарная составляющая», одним из элементов которой являются разного рода предвыборные консультации и договоренности. Но…

Можно ли считать нормальными такие сделки между правящей партией и оппозицией? И какая, интересно, роль отводится избирателю? Послушно проштамповать заранее принятое игроками решение?

«Любые переговоры в довыборный и выборный период между конкурентами улучшают общественную атмосферу, оздоровляют ее, снижают агрессивность кампании», — сказал «МК» политолог Дмитрий Орлов. «Такое бывает и в других странах, к тому же даже достижение такой договоренности не означает отмены конкуренции, потому что в округах будут еще самовыдвиженцы, кандидаты от непарламентских партий», — считает он. Но добавляет: «Другое дело, что такую информацию не стоило бы делать достоянием публики…»

Политик с более чем 20‑летним опытом Владимир Рыжков не согласен с тем, что мы имеем дело с обычной практикой: «Даже неформального раздела округов между основными участниками на федеральном уровне не было ни в 90‑е, ни в 2000‑е». А политолог Алексей Макаркин объясняет эту сделку «новой послекрымской реальностью», когда заговорили о т.н. «крымском консенсусе», лидеры всех думских партий вместе выходили на уличные шествия, митинги и концерты, поддерживали в Госдуме внешнеполитические и связанные с защитой национальной безопасности инициативы. Кремль, судя по всему, пытается этот консенсус при помощи договорняков сохранить, и для избирателей «СР» и ЛДПР здесь проблем нет, но с коммунистами все не так просто, считает г‑н Макаркин, почему в КПРФ и не проявляют энтузиазма: их избиратель эти фокусы не примет, потому что настроен действительно оппозиционно, а у протестной, неидеологизированной его части «на первый план выходит не крымский, а социально-экономический фактор».

В других странах, говорит политолог, такого рода соглашения заключаются лишь между партиями-союзниками, близкими по программе. Конечно, всегда есть округа с железобетонными электоральными традициями (где, например, десятилетиями голосуют за демократов), и там другие партии просто не выдвигают сильного кандидата, чтобы впустую не тратить силы…

Но это, согласитесь, совсем другое.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27067 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: Парламентские выборы без страха и стыда

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру