Президент Бразилии Дилма Русеф в шаге от импичмента: что дальше

Скажется ли кризис на ситуации вокруг Олимпиады-2016?

Сокрушительный удар нанесло голосование в нижней палате парламента президенту Бразилии Дилме Русеф. Большинством голосов – 367 «за» и 137 «против» – депутаты проголосовали за импичмент главы государства. А в начале мая должно состояться голосование в Сенате – вынуждена ли будет Дилма Русеф уйти со своего поста? И что ждет в этом случае страну, где в августе открываются Летние Олимпийские Игры?

Скажется ли кризис на ситуации вокруг Олимпиады-2016?

Импичмент связан, в частности, с обвинениями в адрес Дилмы Русеф в причастности к сокрытию растущего дефицита в бюджете Бразилии. Также противники главы государства утверждают, что она знала о коррупционных схемах, используемых для вывода денег из крупнейшей нефтяной компании страны Petrobras. Речь идет о том, что экс-президент Луис Инасиу Лула да Силва, якобы, участвовал в переговорах по назначению директоров в Petrobras, вследствие чего политические партии получали рычаги давления на госкомпанию, которая финансировала их предвыборные расходы. В то же время против госпожи Русеф лично никаких обвинений в коррупции не выдвинуто. «Отстранить президента с помощью импичмента, учитывая, что она на совершила ничего противозаконного, – это нарушение конституции Бразилии, – утверждает сама Дилма Русеф. – Речь идет об ударе по республике, по демократии и особенно по голосам тех бразильцев, которые участвовали в выборах».

– Вероятность следующего шага в процедуре импичмента очень высока, – комментирует «МК» профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СпбГУ, специалист по Латинской Америке Виктор Хейфец. – Дело не столько в том, что нижняя палата проголосовала за импичмент, сколько в том, с каким разрывом они это сделали. И часть людей, которые, как предполагалось, должны были поддержать президента, этого не сделали. В Сенате у противников Дилмы Русеф на данный момент есть 41 необходимый голос. Многое зависит от позиции президента Сената. С одной стороны, он состоит в той же самой партии ( Партии бразильского демократического движения – «МК»), что и вице-президент, который станет главой государства в случае, если Дилму отстранят. С другой стороны, он лично ни разу не высказывался ни за, ни против импичмента. Некоторым это дает основания полагать, что он сможет сыграть на руку Дилме Русеф – потянуть время, чтобы правительство передохнуло. Даже если он это сделает, то вероятность голосования в Сенате за импичмент достаточно высока. Там рассматриваются не только юридические аспекты (нарушило или не нарушило правительство финансовую дисциплину) – это политические игры: изменился состав коалиции, изменился состав оппозиции. Решение депутатов обусловлено совсем не тем, что скажет правительство в свою защиту или тем, что скажет обвинение в адрес правительства. Это партийное решение за кого и как голосовать. Редко кто нарушает партийную дисциплину, решения как правило принимаются без заслушивания аргументов.

– Если Сенат проголосует за импичмент, что тогда?

– Сначала Сенат должен проголосовать за начало работы соответствующей комиссии – для этого требуется простое большинство (41 голос). В этом случае президент отстраняется от должности максимально на срок 180 дней. И управление страной переходит в руки вице-президента (Мишел Темер – «МК»), который сам находится под угрозой импичмента по тому же самому обвинению. Если в течение этих 180 дней Сенат придет к выводу, что основания для обвинений есть, должна состояться сессия Сената под председательством главы Верховного суда, на которой потребуется квалифицированное большинство (54 голоса). И в этом случае, если решение будет вынесено, президент будет отстранен от должности на постоянной основе, вице-президент становится не и.о., а президентом до выборов в 2018 г., а Дилма Русеф лишится права занимать выборные должности на 8 лет.

– Сама Дилма Русеф называет происходящее попыткой государственного переворота. Вы согласны с такой формулировкой?

– С формальной, юридической точки зрения – нет. Потому что, скорее всего, правительство действительно нарушало финансовую дисциплину. Но с политической точки зрения, президент Бразилии права. В подобном духе высказался и генеральный секретарь Организации американских государств уругваец Луис Альмагро, сказавший, что это смехотворно, когда депутаты, 60 процентов которых обвиняются в коррупционных преступлениях, судят человека, который лично в коррупционных преступлениях не обвиняется. В данном случае решения принимаются по политическим соображениям, а не на основе нарушений тех или иных правил. Поэтому основания говорить, что это в какой-то степени переворот, полагаю, есть. Люди, которые проиграли на выборах, требуют отстранения того, кто их победил – это нормально, политическая борьба. Но когда люди, которые пришли к власти в составе коалиции, тоже говорят: «Уходите» – они же при этом не сдают депутатские мандаты, губернаторские должности, должность вице-президента...

– Не приведет ли нынешний кризис к тому, что левые вынуждены будут надолго уйти из власти в Бразилии?

– Еще в 2009 году мы написали статью под названием «Правый поворот в Латинской Америке», где говорили о том, что у левых есть серьезные проблемы, и сейчас они только увеличиваются. Думаю, что левые будут продолжать сталкиваться с проблемами. В Перу явно наблюдается дрейф в сторону правого центра. Велика возможность референдума о досрочном отрешении от должности президента Венесуэлы. Левые, конечно, испытывают кризис – но в Бразилии кризис испытывают все. Левый поворот как масштабный проект, думаю, закончился на долгое время. Но, с другой стороны, допускаю всплески левых настроений в других странах Западного полушария. В Мексике, например, до выборов далеко, но сейчас на первом месте по опросам избирателей – кандидат от левых партий Андрес Мануэль Лопес Обрадор.

– Скажется ли как-нибудь история с импичментом на ситуации вокруг открывающихся в августе в Бразилии Олимпийских игр-2016?

– Трудно сказать, как это скажется на безопасности. Бразилия – в целом не самая безопасная страна. Туристов и болельщиков, думаю, трогать не будут. Но протесты и уличные выступления могут продолжаться. Бывший президент Луис Инасиу Лула да Силва прямым текстом сказал, что если будет импичмент, он со своими сторонниками с улицы не уйдет и будет противником новых властей (другое дело, насколько он сможет это реально обеспечить). Бразилия продолжит оставаться в экономическом кризисе как минимум до конца года (а скорее всего, и дольше). Будут, следовательно, сохраняться и основания для серьезного недовольства избирателей – значит, стабильности ожидать в ближайшее время не стоит.

Напомним, что Дилма Русеф находится на посту президента Федеративной Республики Бразилия с 2011 года (была избрана впервые в 2010 г.). Её отец, активный деятель Болгарской коммунистической партии Петр Русев эмигрировал в Бразилию в межвоенный период. Сама Дилма в 1967 году вступила в молодёжную организацию Социалистической партии Бразилии, во времена диктатуры несколько лет находилась в составе подпольных вооружённых организаций. В 1970 году была арестована, в тюрьме подверглась избиениям и пыткам электрошоком. Участвовала в создании Демократической рабочей партии. А в конце 1990-х годов перешла в более радикальную Партию трудящихся. В 2005 г. возглавила Администрацию президента Бразилии. Стала первой в истории страны женщиной-президентом.

Бразильцы поют и танцуют за и против импичмента президенту Русефф

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27084 от 19 апреля 2016

Заголовок в газете: Русеф не сдается

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру