Историк назвал причины краха СССР: «Горбачев лично дал старт развалу»

Партия Молчалиных

В канун 30-й годовщины августовского путча экс-президент СССР Михаил Горбачев возложил ответственность за развал страны на членов ГКЧП. По его словам, путч «осложнил и ослабил позиции президента СССР, создал условия, в которых невероятно трудно было продолжать усилия по сохранению Союза». Республики одна за другой начали принимать декларации о независимости. А добил страну «беловежский сговор». «МК» попросил прокомментировать слова экс-президента СССР историка Евгения Спицына.

Партия Молчалиных

- Вы согласны с мнением Горбачева, что ответственность за развал страны лежит на членах ГКЧП и Ельцине?      

- На Горбачеве лежит главная ответственность за развал Советского Союза. У меня к Михаилу Сергеевичу есть вопрос: а зачем он затеял сам процесс подписания нового союзного договора? Пусть он мне, неразумному, объяснит эту его идею. 30 декабря 1922 года был подписан Договор о создании Союза Советских Социалистических республик. Государство было создано. Оно было конституировано. Причем было принято аж три союзных конституции: 1924-го, 1936-го и 1977-го годов. Это государство доказало свою жизнеспособность. Оно прошло самый суровый экзамен во время Великой Отечественной войны. Теперь у меня возникает вопрос: Михаил Сергеевич, а ты с чего вдруг начал реформировать Советский Союз? Ты чего хотел добиться этим? Вот ты подписал бы новый Союзный договор, и что? Если Горбачев хотел реформировать Союз, то надо было реформировать Конституцию. Но он отреформировал Конституцию под себя. Почему-то внес туда положение о президенте СССР, который стал вставной челюстью во всю систему органов советской власти.   

- Вы считаете, что институт президента был чем-то чужеродным для страны?

- Государство ведь не просто так называлось Союз Советских Социалистических республик. У нас были органы советской власти снизу доверху, от поселкового совета до Верховного Совета СССР. В эту систему институт президента никак не вписывался. Но Горбачев все же вставил эту  челюсть. Если ему так уж хотелось дать республикам больше полномочий, он мог таким же образом в рамках союзной Конституции перераспределить полномочия между союзным центром и союзными республиками. Все это решалось в рабочем порядке. Перезаключать для этого Союзный договор не надо было. Когда Горбачев начал процесс якобы подписания нового Союзного договора, он тем самым, лично, и дал старт развалу советского государства. Он поставил под сомнение легитимность того Союзного договора. А завершили это дело главы РФ, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще, которые ни с того, ни с сего взяли и денонсировали Союзный договор. А кто им дал это право? Они с таким же успехом, выпив еще пару рюмок, могли бы Люблинскую унию 1569 года денонсировать. Или Нантский эдикт о правах гугенотов. С юридической точки зрения, денонсация этого договора ничтожна. А по факту произошел акт национального предательства и развал государства правящими элитами союзных республик. Так что пусть Михаил Сергеевич не перекладывает с больной головы на здоровую.

- Но откуда вдруг у Горбачева вообще возникла эта идея подписания нового Союзного договора? Она родилась в его голове, или кто-то ему ее подкинул?

- Я думаю, что эта идея пришла в голову, конечно, не самому Михаилу Сергеевичу. Ему ее подсказали. Думаю, главным инициатором этого выступил Александр Яковлев, который постоянно с 1985 года бомбил Горбачева всякого рода аналитическими записками. Горбачев обсуждал эти записки в своем ближнем кругу. А там хватало всякого рода провокаторов – тот же Черняев, тот же Лукьянов. Юридически все это оформлял, безусловно, Анатолий Иванович Лукьянов, который считал себя докой в юридических вопросах. Откуда, например, родилась идея возвращения к Съезду народных депутатов? Она родилась из фантазии того же Лукьянова. Который долгие годы возглавлял секретариат Президиума Верховного Совета СССР, юридический отдел в Верховном Совете. Он фактически был закулисным кукловодом. Принимал активное участие в написании брежневской Конституции. Он сказал: давайте вернемся к ленинским временам. Создадим надстроечную структуру в виде Съезда Народных депутатов. А давайте. Внесли изменения в Конституцию. А что бы нам не учредить пост президента? А давайте. И пошло-поехало. А давайте новый Союзный договор подпишем? А давайте. Вот они и доигрались. А Горбачев вместо того, чтобы прилюдно покаяться, попросить прощения – даже не у современников, а у тех миллионов павших за свободу и независимость страны в годы войны, которые отдали жизни за целостность государства, обвиняет теперь кого угодно, но только не себя любимого. Я еще раз говорю: если бы он действительно хотел перераспределить полномочия между центром и республиками, то это все можно было бы сделать в рамках Конституции и партийного Устава. Потому что не секрет, что именно партия у нас была цементирующим началом всего государства. Действовал принцип демократического централизма. Решение партийного органа любого уровня было обязательным для каждого члена партии. В партийном уставе можно было прописать, что компартии национальных республик имеют те или иные права. И для этого не надо было переподписывать Союзный договор!

- Был ли Горбачев проинформирован о планах ГКЧП?

- Думаю, да. Он был поставлен в известность, но, следуя своей традиционной модели поведения, он умыл руки. У нас был уже такой государь Император, Александр I . Михаил Сергеевич действовал по его схеме. На крутых поворотах он умывал руки и подставлял всех: своих коллег, соратников, помощников, армию, КГБ, МВД. Он понимал, что любое закручивание гаек и наведение порядка сразу изменит отношение к нему со стороны Запада. И из популярного «Горби» он превратится в нерукопожатную персону. Поэтому он интересы страны принес в жертву собственным амбициям. Механизмов приведения в чувство лидеров республик у Горбачева было предостаточно. У него был самый главный козырь: результаты мартовского 1991 года референдума о сохранении Союза, когда 77% граждан страны проголосовало за сохранение СССР. У него были все полномочия, в том числе по введению чрезвычайного положения в рамках Конституции. В том числе по аресту этой троицы в Беловежской Пуще.

- Все упомянутые вами персонажи были членами парии. Выходит, Путин прав, когда говорит, что сами коммунисты и разрушили СССР?       

- Яковлев в одной из своих книг признался, что у него были планы разрушения советского государства изнутри, через механизмы самой партии, через партийную дисциплину. Он говорил, что они будут принимать самые абсурдные решения и заставлять членов партии следовать этим решениям. Так на самом деле и произошло. Когда до людей дошло, было слишком поздно. В 1988-1989 году убрать Горбачева было легко. Собирайте пленум ЦК и, как Хрущева, отправляйте в отставку. Но боялись. А потом было поздно. В июле 1991 года состоялся пленум ЦК, где было принято решение в октябре созвать внеочередной партийный съезд. Прежде всего для того, чтобы сбросить Горбачева. Потому что на 28 партийном съезде было принято убийственное решение, что Генеральный секретарь отныне избирается не на пленуме ЦК, а на съезде КПСС. Думаю, Горбачев дал добро на этот путч в том числе и для того, чтобы расправиться с партией, чтобы она не провела этот съезд. Это тоже было целью всей этой операции. Партия по Конституции была ядром всей политической системы СССР. То есть не только партийной власти, но и всей советской власти, как законодательной, так и исполнительной. Как только отменили 6-ю статью Конституции, главными стали руководители советов на всех уровнях. На уровне республик – председатели Верховных советов, как Ельцин или Кравчук. Партия реально прекратила руководить чем-либо. Это был один из главных шагов по разрушению СССР. А дальше все было делом техники.

- Что вы можете сказать по поводу самих членов ГКЧП?

- Это венец всей кадровой политики партии, начиная с времен Хрущева. Если до того на руководящие посты продвигали людей талантливых, преданных, результативных, то потом в партию полезли не просто карьеристы, но люди, которые не были коммунистами от слова совсем. А чтобы удержаться на властных этажах, надо было быть послушным исполнителем воли вышестоящего начальства. Вот эти ребята заполонили партийный аппарат. Боялись высказать свою точку зрения. Партия Молчалиных, помните у Грибоедова: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Вот у них так и было. Во главе государства оказались молчалины, ни на что не способные политические импотенты. И не просто импотенты, но люди без чести и без совести. Трусливая и продажная партийная элита разрушила государство, за которое погибло такое количество людей. И его развал привел к новым катастрофам. Нам рассказывают, как он «бескровно» развалился. А гражданские войны в Таджикистане, Грузии, Молдавии? А то, что творится на Украине? Нам до сих пор аукается развал СССР и мы за него платим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру