Правозащитники просят у Путина амнистии для узников 6 мая

Если Кремль сам их не отпустит, то придётся делать это по решению ЕСПЧ

Распространить на «узников 6 мая» действие амнистии по случаю 20-летия российской Конституции президента России Владимира Путина просят члена Правозащитного совета и Комиссии общественному расследованию событий на Болотной площади. Соответствующее открытое письмо к главе государства передано ими в редакцию «МК» в среду. На прошедшей в этот день в редакции «МК» конференции адвокаты фигурантом «Болотного дела» сообщили, что до 17 января 2014 года правительство России должно направить в Европейский суд по правам человека ответы на ряд вопросов, связанных с делом 6 мая. Через месяц после этого ЕСПЧ сможет приступать к вынесению решения — и вряд ли оно будет в пользу российских властей.

Если Кремль сам их не отпустит, то придётся делать это по решению ЕСПЧ
Владимир Путин

О возможности амнистии фигурантов Болотного дела Владимир Путин заявил этой осенью на заседании дискуссионного клуба «Валдай». «Что касается того, чтобы в данном случае использовать право амнистии, я этого не исключаю», - сказал он, оговорившись, что «надо дать возможность просто довести все необходимые процедуры до логического юридического завершения».

Завершение, возможно, уже не за горами: на пресс-конференции в «МК» адвокаты подсудимых заявили о том, что процесс ускоряют. А вот про амнистию пока не слышно. «Последние утечки говорят, что амнистия будет широкой, но фигуранты Болотного дела под неё не подпадут, - заявил правозащитник Лев Пономарёв. - Я думаю, что этот вопрос ещё подвешен у президента, может быть он колеблется». Ранее родственники «узников 6 мая» сами обратились к главе государства с письмом, в котором сообщали о нарушениях в ходе процесса. Наталья Кавказская, мать Николая Кавказского (обвиняется в том, что ударил полицейского, по другим данным — уклонялся от удара дубинкой), передала «МК» ответ от Администрации президента, в котором вместо ответа по существу декларируется независимость и самостоятельность судебной власти в России. «Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства», - говорится в письме, подписанном консультантом департамента аналитического и правового обеспечения Е. Першиным.

Между тем, как сообщил адвокат Дмитрий Аграновский, ЕСПЧ придал приоритет Болотному дело и объединил в одно производство несколько связанных с ним жалоб в отношении Владимира Акименкова, Ярослава Белоусова, Леонида Ковязина, Артёма Савёлова, Андрея Барабанова, Михаила Косенко и Николая Кавказского. Российскому правительству направлены связанные с делом документы - «Изложение фактов» и «Вопросы сторонам». Вопросы, по словам Аграновского, связаны в первую очередь с неправомерностью ареста, неправомерностью продления срока содержания под стражей и бесчеловечными условиями перевозки в суд и содержания в зале суда. Подсудимых выводят для «транспортировки» рано утром, а обратно в камеру они возвращаются порой заполночь — чтобы на следующее утром опять подняться и ехать в суд в автозаке. Аграновский отметил, что правомерность ареста ЕСПЧ ставит под сомнение лишь в исключительных случаях. Срок предоставления ответов со стороны российского правительства — до 17 января. После этого у стороны защиты будет месяц на предоставление собственных аргументов, а затем ЕСПЧ может приступить к вынесению пилотного решения. Адвокаты подчёркивают, что в Страсбурге события 6 мая называют «разгоном демонстрации», а вовсе не массовыми беспорядками...

Последний раз, когда ЕСПЧ настолько быстро реагировал на дела из России, - это, пожалуй, «процесс 39 нацболов» 2004 года. Тогда членов ныне запрещённой «Национал-большевистской партии» Эдуарда Лимонова судили за захват общественной приёмной президента РФ. В итоге 31 человек был освобождён, жалобы семерых из них в ЕСПЧ были удовлетворены и бывшие подсудимые получили денежные компенсации. Правда, в том деле был «фактор Х»: один из нацболов, Владимир Линд, оказался голландским подданным.

Адвокаты «узников Болотной» также обеспокоены состоянием Сергея Кривова (обвиняется в том, что якобы отнял у полицейского резиновую дубинку и наносил ею побои, что сам подсудимый отрицает), который уже 63 дня поддерживает голодовку. «Я был у него в воскресенье в Матросской тишине — он потерял уже 20 килограмм, - сообщил правозащитник Валерий Борщев. - Он в принципе не против прекратить голодовку, но выход из неё — это серьёзный и опасный процесс, любая неосторожность может привести к летальному исходу, и он просит, чтобы его неделю не вывозили в суд. Я опасаюсь, как бы Кривов не стал вторым Сергеем Магнитским...» Последний раз Кривова доставили в суд принудительно.

Во вторник Замоскворецкий суд продлил арест обвиняемым по Болотному делу на 3 месяца — до 24 февраля 2014 года. На этот же срок продлён домашний арест Александре Духаниной. Впрочем, не исключено, что дело закончится раньше. «Был кулуарный намёк: не будем же мы до Олимпиады заседать», - пояснил адвокат Вадим Клювгант. Сажать людей по шитому белыми нитками делу о «разгоне демонстрации» накануне Олимпиады — значит нанести ущерб имиджу России в мире, тем более если ЕСПЧ примет решение в пользу «узников 6 мая». Но и позволить защите добиться оправдания — это вроде бы не тактика наших властей... Похоже, что амнистия — наиболее приемлемый для всех выход. Вот только дойдёт ли до неё дело...

О Болотном деле: "Кто именно этому полицейскому повредил палец?"

О Болотном деле: "Кто именно этому полицейскому повредил палец?"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру