Маневры российских войск как элемент геополитического торга о будущем Евразии

Москва играет за двоих

Москва играет за двоих

Повод объявить о первой победе в «деле сдерживания агрессии Кремля на украинском направлении» появился у Запада. Согласно сообщениям из США и Европы, Россия уменьшила количество своих войск на границе с соседней страной.

«Вынос ружья со сцены» — событие, безусловно, радостное и для россиян, и для украинцев. Я, естественно, не верю в страшилки про «злодейские планы» Путина завоевать сначала Украину, а потом, мимоходом проглотив Прибалтику, дойти до Чехии и Польши. Но чем меньше войск находится вне мест своей постоянной дислокации, тем меньше шансов, что они будут использованы.

«Крымский сценарий на юго-востоке Украине абсолютно исключен, — сказал мне на прошлой неделе член ближнего круга Владимира Путина. — Ввод российских войск в эти регионы возможен только в случае, если экстремисты с запада Украины спровоцируют здесь кровавые столкновения».

Если брать это заявление за отправную точку, то отвод войск явно свидетельствует: в Москве считают, что вероятность насильственной «майданизации» украинского востока значительно снизилась. Но только ли в этом смысл отхода российских подразделений в глубь территории страны?

Неформальный лозунг сегодняшнего дня — это слова «большой торг». Торг между Америкой и Россией. Торг между Россией и Европой. Торг между Москвой и Киевом. Торг внутри Украины. Торг между Украиной и Западом. Маневры российских войск — это со стороны Москвы один из способов напомнить участникам всех этих торгов: мы считаем, что наши жизненно важные интересы поставлены на карту — и мы будем без колебаний эти интересы защищать.

Какие именно жизненно важные российские интересы оказались под угрозой? Сейчас решается вопрос о том, как центр Европы будет жить дальше — не больше, но и не меньше. Критики путинской России на Западе уверены: ВВП проводил последовательный курс на ослабление Украины, а затем в самый тяжелый для соседа момент отобрал у нее Крым. В Кремле, естественно, видят ситуацию совсем по-иному. С точки зрения Путина, действия России носили сугубо оборонительный характер.

«Если бы мы быстро не предприняли активных действий в Крыму, то нас все равно бы очень быстро поставили перед судьбоносным выбором, — объяснил мне кремлевскую логику член путинской свиты. — Экстремисты с запада Украины в течение месяца взяли бы Крым под контроль и устроили бы блокаду Черноморского флота. Нас бы все равно принудили к активным действиям. А в том варианте, который прошел, все получилось бескровно».

С такой точкой зрения можно соглашаться или не соглашаться. Но вот с чем не соглашаться нельзя: включение Крыма в состав РФ — это лишь промежуточный акт российско-украинской политической драмы 2014 года.

На Украине сейчас происходит масштабная переконфигурация политических сил. И то, как именно эта переконфигурация завершится, самым непосредственным образом отразится на «самочувствии» России на многие десятилетия вперед. Давайте рассмотрим два крайних варианта.

Вариант первый. Украина остается унитарным государством и становится членом НАТО. Восточные регионы страны подпадают под диктат западных. Официальной идеологией страны становится русофобия. Все свои силы Украина бросает на агрессивное противостояние «империи зла» на востоке.

Вариант второй. Украина сохраняет официальный статус нейтрального и внеблокового государства. В стране если не на словах, то на деле происходит федерализация. Регионы юго-востока получают разумную степень автономии и играют роль противовеса русофобским импульсам западенцев.

Чувствуете разницу? Разница не просто велика, она громадна и судьбоносна — и для нашей страны, и для нашей ближайшей соседки. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы украинский юго-восток сам жестко, но в рамках закона боролся за свои права. Однако этого, к сожалению, не происходит.

Считавшийся ставленником украинского юго-востока Виктор Янукович оставил после себя «в точке опоры» политическую выжженную землю. Юго-восток находится в состоянии временной прострации. А времени на приход в себя и политическое восстановление у русскоязычных регионов Украины нет. В стране вот-вот возникнет новый политический расклад — расклад, в котором интересы бывшей «зоны поддержки Януковича» будут учтены лишь формально. Поэтому и в торге с Киевом, и в торге с Вашингтоном Москва вынуждена играть и за себя «и за того парня».

Предвижу вопрос со стороны носителей иного мнения: не слишком ли я преувеличиваю «благородство» намерений Москвы? Я считаю, что слово «благородство» в данном контексте вообще не стоит употреблять. Речь идет о защите своих интересов — интересов, которые в значительной мере совпадают с интересами русскоязычных регионов Украины.

Удастся ли Москве «сыграть за двоих»? Вопрос пока остается открытым. Ясна лишь «цена победы» и «цена проигрыша».

 Михаил РОСТОВСКИЙ

Смотрите видео: Обращение к Федеральному собранию. Крым наш!

Обращение к Федеральному собранию. Крым наш!

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26492 от 2 апреля 2014

Заголовок в газете: Москва играет за двоих

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру