АТЭС-2012 — это ни много ни мало 202,2 млрд. руб. только из федерального бюджета. На эти деньги на острове Русском должны появиться международный деловой центр, несколько гостиниц, океанариум и прочие объекты — всего 15 штук. Ради которых придется снести 122 “мешающих” здания. Не только жилье, но и, например, школу, в которой учатся 46 ребят. Ближайшая школа — в 17 км, а новую придется еще пару лет строить.
Жители острова Русский, попавшие в зону застройки, даже устроили что-то вроде бунта. Они подали на Дальневосточную дирекцию Росстроя в суд, а также пожаловались на нее в прокуратуру Приморского края, полпреду и в международные организации. Островитяне не согласны с суммой выкупа их жилплощади. Например, как жалуются жители, за квартиру площадью в 45 кв. м вначале обещали выплатить 3,5 млн. руб. компенсации. А теперь — всего 2,6 млн. руб.
— Строительство затрагивает интересы жителей, — признал Владимир Путин на совещании по поводу подготовки к АТЭС. И распорядился: — Новые дома и квартиры должны быть удобнее ветхих помещений, где эти люди обитают сейчас.
Цивилизованно проблему можно решить, похоже, только одним путем: увеличить компенсацию за снос. Ведь рынок жилья просел куда меньше, чем съежились выплаты переселенцам. Впрочем, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков в качестве одной из причин проблемы называет банальный шантаж: “Старые постройки ранее приобрели лица, которые сейчас заламывают цены”.
Но несколько десятков человек суперстройку, конечно, не остановят. Так, жителей домов, мешавших строительству гигантского моста от материка к острову Русский, уломали вполне оперативно. Очень торопились начать стройку. “Мы им предложили нормальные квартиры во Владивостоке вместо хибар”, — заявил “МК” глава Дирекции строительства моста Александр Афанасьев. И активную стройку самого длинного в России вантового моста (длина пролета — 1104 м!) удалось предъявить Владимиру Путину.
— Это самый сложный в мире вантовый мост! — рекламировали строители, немного греша против истины. Поскольку у других похожих мостов есть свои проблемы. Впрочем, если учесть, как у нас следят за сданными объектами и эксплуатируют их потом, авансы мосту можно признать обоснованными. Логично, что и один из самых дорогих — 35 млрд. рублей. На верхушки опор сооружения, как похвастались премьеру, будут прикреплены устройства с нашей ГЛОНАСС и американской GPS. “Для надежности!” — объяснило руководство. Подстраховка пригодилась: ГЛОНАСС отрубилась прямо перед демонстрацией этого оборудования премьеру. “Ушли” российские спутники. Впрочем, Путин, прибывший на мост на катере, этого не заметил. Только попросил строителей работать без спешки и при этом вписаться в сроки. То есть первый квартал 2012 года, когда по новому мосту должен поехать первый поток авто.
— Надо экономить, но не в ущерб качеству и безопасности, — распорядился Путин, уехав с моста на совещание. — Остров Русский должен стать одной из визитных карточек Дальнего Востока.
Кстати, кризис заставил чиновников усомниться в целесообразности проекта. “Мы еще раз взвесили все “за” и “против”, — признался ВВП, — но пришли к выводу, что такой уникальный шанс для города упускать нельзя”. Как ни парадоксально, затратный проект, по его мнению, стал важной антикризисной мерой — механизмом создания десятков тысяч рабочих мест.