“Такую страну легко уронить”

Военно-полицейский бюджет опаснее внешних врагов

1 декабря эксперты, перерабатывающие стратегию “2020”, представили “основные развилки и решения” в сфере денежно-кредитной и бюджетной политики. Недавно принятый бюджет-2012–2014 они предлагают прямо сейчас существенно переработать. В противном случае, как предупредил глава МДМ-банка Олег Вьюгин, Россию, поставленную под сырьевую капельницу, “легко уронят”, сыграв на понижение нефтяных цен. Как это уже было в конце 1980-х с Советским Союзом.

Военно-полицейский бюджет опаснее внешних врагов

«33% федерального бюджета на силовиков к 2014 году, — напомнил Олег Вьюгин (в прошлом замминистра финансов, а затем глава ФСФР), — это очень похоже на ту страну, которая существовала до 1991 года. Осталось только вернуть винную монополию!» Какого-либо ажиотажа это замечание в зале ученого совета Российской академии народного хозяйства и госслужбы, где проходила макроэкономическая дискуссия, естественно, не вызвала. Собравшиеся эксперты недавнюю историю помнят неплохо.

Однако не всем читателям «МК», наверное, известна одна из причин краха СССР. Во время войны в Афганистане, а точнее начиная с 1986 года, Саудовская Аравия — один из ключевых игроков на мировом нефтерынке, стала настойчиво играть на понижение цен. Утверждают, не без давления со стороны ЦРУ. Так это и было или нет, но цены действительно рухнули. А вслед за ними и нефтеориентированная советская экономика, ослабленная к тому же непомерными военными расходами. Прямо исторический парадокс — готовились всеми силами, отказывая себе в самом необходимом, к возможной мировой войне, но тупо проиграли на бюджетном поле.

Именно о вероятности повторения такого сценария и предупредил в четверг Вьюгин.

«МК» уже неоднократно писал о том, что бюджетная трехлетка 2012–2014 прежде всего нацелена на нужды военных и полицейских, а не гражданского населения. За три года расходы на национальную оборону и безопасность в номинальном значении возрастают почти на 50%, а в процентом соотношении к другим расходным статьям — на треть. В результате в 2014 году на силовиков будут тратить, как и подсчитал Вьюгин, 33% от всего федерального бюджета.

На другие же направления, от которых не в меньшей, если не в большей степени, зависит безопасность страны: национальную экономику, образование и здравоохранение, — бюджетные расходы, напротив, снижаются (в среднем на 10% за три года). Интересно, кто будет сидеть за танковыми рычагами и самолетными штурвалами лет через десять, если молодое поколение вырастет больным и малообразованным?

Тем не менее президенту Дмитрию Медведеву легче расстаться с давно протестовавшим против такого расклада бюджета министром финансов Алексеем Кудриным, чем подвергнуть сомнению свой приоритет на ускоренное перевооружение армии. Представители властей при этом предупреждают, что напряжение в мире нарастает, поэтому надо быть готовым к масштабным военным конфликтам. Впрочем, лучше их предупреждать экономическими методами. Бюджет же, построенный на $100 за баррель, может в любой момент рухнуть из-за резкого снижения цен. А это, как показывает исторический опыт, можно легко устроить, не прибегая ко всякого рода ПРО.

Не случайно глава группы экспертов-бюджетников, руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики Е.Т.Гайдара Сергей Дробышевский предложил срочно откорректировать бюджет 2012–2014 (и не только федеральный, но региональные). В частности, необходимо увеличить на 4% от нынешнего уровня расходы на здравоохранение, образование, науку и инфраструктуру. И на 2% сократить ассигнования силовикам, а также бюджетные ссуды отдельным предприятиям, например, тому же «АвтоВАЗу». Повышения эффективности от ссуд все равно не добьешься, к тому же эта мера необходима только в разгар кризиса.

Впрочем, у Дробышевского есть и ряд спорных идей, правда, в четверг в основном поддержанных экспертным сообществом. Чтобы сгладить нефтезависимость, необходимо пойти на увеличение внутреннего долга, выраженного, естественно, только в рублях. Предел — 25% ВВП. В принципе можно добиться равновесия между доходами, получаемыми от размещения «горячих» нефтедолларов за рубежом, и процентными расходами бюджета внутри страны. Плюсы: увеличивается резервный фонд и развивается внутренний долговой рынок, который во всех странах является одним из главных источников «длинных» денег.

Кроме того, гражданам необходимо окончательно привыкнуть к тому, что рубль будет колебаться в ту или иную сторону вслед за мировыми событиями. ЦБ не будет больше сглаживать относительно небольшие волнения курса национальной валюты. Отныне его главный инструмент — процентная ставка, по которой банкам отпускают рублевую ликвидность. А главная цель — борьба с инфляцией.

Сюжет:

Финансовый кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру