Почтальоны президента отказываются от мигалок

Директор Государственной фельдъегерской службы Геннадий Корниенко: “Наши сотрудники запираются в купе или каюте и не покидают убежище на протяжении всего пути”

Последние громкие скандалы вокруг сайта “Викиликс” (на нем публикуется перехваченная электронная переписка между правительствами разных стран) заставили вспомнить о фельдъегерях. И то, что Россия в отличие от США от этого сайта ничуть не пострадала, — во многом как раз их заслуга. Да тут еще шум вокруг запрета чиновникам пользоваться в служебных целях скайпом поднял престиж разносчиков секретной почты: даже те, кто вчера уверял, что время фельдъегерей прошло, сегодня затихли. Почему фельдъегеря отказываются доставлять корреспонденцию даже за бешеные деньги, что за почту они сегодня перевозят и как — об этом накануне 215-летия службы “МК” эксклюзивно рассказал директор ГФС, генерал-полковник Геннадий Корниенко.

Директор Государственной фельдъегерской службы Геннадий Корниенко: “Наши сотрудники запираются в купе или каюте и не покидают убежище на протяжении всего пути”

Человек рядом с президентом

— Геннадий Александрович, правда, что и сегодня документы государственной важности должны доставляться лично в руки?

— Это действительно так. К немедленному исполнению в государственном и военном управлении в нашей стране принимаются только подлинные документы (содержащие не электронную, а «живую» подпись) и переданные лично в руки. Только в этом случае отсутствует возможность их подделки и иногда — неоднозначной трактовки. И здесь ничего не изменилось с момента создания нашей службы и, думаю, не изменится даже в далеком будущем.

— И все-таки есть мнение, что новейшие технологии передачи данных рано или поздно заменят фельдъегерей...

— Новейшие средства связи могут позволить выиграть во времени, но они не дают никаких гарантий, что информация попадет в нужные руки. Как раз «Викиликс» это и продемонстрировал всему миру. К тому же на каждую систему шифровки всегда найдется ключ. Так что надежнее фельдъегерской связи ничего нет и не будет. Кстати, во время Хрущева фельдъегерскую службу распустили, потому что ошибочно предположили, что без нее можно будет легко обойтись. И через 4 дня вся страна оказалась фактически парализована.

— Число доставляемой вами корреспонденции уменьшилось за последнее время?

— Наоборот, за последние 5 лет объем увеличился примерно на 18%. И теперь он составляет больше 15 миллионов отправлений в год. Каждый день в пути находятся минимум 300 фельдъегерей. В прошлом году они доставили 2,7 миллиона официальной корреспонденции только в адрес глав и органов власти других стран.

— А в других странах есть аналог нашей фельдъегерской службы?

— Кроме стран СНГ служба с похожим названием есть в Германии. Там так традиционно называются военные полицейские бундесвера. Их основная задача — поддержание правопорядка в армии и сопровождение автоколонн. В почтовом ведомстве США есть специальная инспекторская служба. Но помимо обеспечения безопасности пересылки правительственных документов и ценных бумаг она также выполняет ряд других функций, включая борьбу с пересылкой наркотиков и порнографической продукции. В нашей стране фельдъегерская служба занимается только доставкой корреспонденции государственной важности и имеет самые богатые в мире традиции, ведь существует больше двух веков. Так что мы в этом смысле уникальны.

— Правда, что у президента есть личный фельдъегерь?

— За президентом закреплены несколько фельдъегерей, которые дежурят поочередно. То же касается премьер-министра. Мы давно привыкли видеть рядом с первыми лицами крепких людей в штатском, но не всегда это охранники. На самом деле около высших должностных лиц государства постоянно находятся несколько сотрудников фельдъегерской связи, в любой момент готовые доставить документ в любую точку мира.

Сокровища в чемодане

— Что кроме писем доставляют фельдъегеря?

— Продукцию военного назначения, образцы технических изделий. Их вес в прошлом году составил 399 тонн. А вообще в сумке фельдъегеря может быть что угодно. Мало кто знает, к примеру, что во время Олимпиады-80 наши сотрудники доставляли допинг-пробы спортсменов.

Рассказывает ветеран ГФС, работавший во время Олимпиады-80:

«В состав группы перевозки допинг-проб вошли 17 наиболее опытных офицеров, в число которых попал и я. У каждого были еще два охранника. Готовили нас будто к серьезному боевому заданию. Нам категорически запрещалось употреблять в письменных документах и устных разговорах слово „фельдъегерь“. Вместо него использовали „курьер связи“. Как правило, визит к спортсменам, жившим в Олимпийской деревне, происходил рано утром, перед их завтраком. С нами были сотрудники спецслужб и кто-нибудь из оргкомитета, чтобы атлет не мог отказаться от проверки. На моем пропуске стояла специальная буква „К“ — она говорила о том, что при мне есть контейнер, который ни в коем случае нельзя вскрывать. Наш груз считался ценнее золота! Ведь он мог кого-то лишить золотых медалей. На машинах с мигалками, развивая подчас бешеную скорость, мы перевезли 1667 допинг-проб».

— Фельдъегерь знает, что у него в бауле?

— Как правило, нет. Фельдъегерю это ни к чему — он должен знать только, кому и когда надо пакет или сумку вручить.

— Кстати, что касается сумок для перевозки отправлений. Ходят слухи, что они у вас какие-то особые.

— Да, они не рвутся и не промокают, поскольку сделаны из специального материала.

— Золото-бриллианты доставляете?

— Повторюсь, мы обычно не знаем, что внутри сумки. А вообще когда-то фельдъегеря доставляли много золота из сибирских приисков в столицу для нужд правительства. В 90-е ГФС занималась коммерческими перевозкам (и тогда в сумке у фельдъегеря могли быть бриллианты, большие суммы денег и т.д.), но это нужно было для пополнения бюджета страны.

— А сегодня? Если к вам сейчас обратится олигарх и попросит доставить что-нибудь за солидное вознаграждение, возьметесь?

— Сегодня коммерческая деятельность для ГФС запрещена законом. Так что частные заказы ни на каких условиях мы не выполняем.

— Что нового из «грузов» доставляете, чего еще несколько лет назад не было?

— Трудно даже сразу сказать... Ведь вместе с появлением новых технологий весь мир меняется, и это, несомненно, отражается на нашей корреспонденции и на нас самих. Ну, к примеру, теперь фельдъегеря иной раз доставляют адресату уже не документы, а различные электронные носители (флешки например). Или перевозят новейшие лекарства, биоматериалы, нанопродукты.

— Правда, что фельдъегерем направляются предложения по кандидатуре на пост председателя правительства?

— Да, так же как и утвержденный бюджет страны на очередной год во все органы власти. Кроме того, именно фельдъегеря доставляют протоколы голосования во время выборов президента, депутатов Госдумы.

— Часто гибнут фельдъегеря?

— В последний раз это было в 94-м. Два наших офицера — Огарков и Большедворский — перевозили корреспонденцию из Иркутска в Москву. Самолет разбился... В последние минуты своей жизни фельдъегеря закрепили портфели под креслами так, чтобы они пострадали как можно меньше. И оставили записку, в которой сообщали, кому передать баул с правительственной корреспонденцией в случае их гибели. Корреспонденция не пострадала и была доставлена по назначению.

— В самолете «Ту-154», который совершил в прошлом году аварийную посадку в аэропорту «Домодедово», были два фельдъегеря. Они спасли и почту, и помогли выбраться пассажирам. Их наградили за мужество?

— Для начала замечу, что даже когда кресла, на которых сидели наши сотрудники, оторвало и вынесло на 4 ряда вперед, ни один из них не выпустил из рук вверенную корреспонденцию. Оба готовы были погибнуть, спасая ее. Мы дали им премии и представили к государственным наградам.

— Чем вооружены сегодня фельдъегеря?

— В нашем арсенале проверенное и надежное стрелковое оружие — пистолеты Макарова и автоматы Калашникова. Кстати, все фельдъегеря знают приемы рукопашного боя.

— Правда, что у фельдъегеря особые права и для него открыты все двери?

— Да. Фельдъегерь при исполнении служебных обязанностей неприкосновенен, как часовой на посту. Вообще наши сотрудники во все времена считались «государевыми людьми», и никто не имел права их досматривать.

— Простите за нескромный вопрос, но, наверное, это одна из самых высокооплачиваемых профессий?

— К сожалению, нет. Средняя зарплата — 20 тысяч рублей. Поскольку наши сотрудники состоят в кадрах МВД России, то их оклады приравнены к окладам сотрудников полиции. Но тем не менее дефицит кадров у нас небольшой. Фельдъегерей сегодня в России примерно 3 тысячи. Средний возраст 25–35 лет.

Именно так выглядел царский фельдъегерь.

«Мигалок на наших машинах практически нет»

— Каким именно видом транспорта чаще пользуются фельдъегеря?

— Автомобильным, пожалуй. Но много летают на самолетах, ездят на поездах, плывут на теплоходах. У нас даже есть один морской фельдъегерский маршрут. Естественно, при перевозке корреспонденции в пассажирских поездах и рейсовых самолетах принимаются особые меры по ее охране.

— Ходят слухи, что сегодня ездят секретные гонцы в прямом смысле слова на чудо-автомобилях, сделанных на базе «Газелей»...

— В каком-то смысле это правда. Ну а вообще машины в ГФС используют самые разные — от «шестерок» до бронированных джипов. Есть «Рено», «Форды». Но при этом все иномарки исключительно российской сборки. Каждая машина оснащена спутниковой навигацией — системой ГЛОНАСС, и дежурный всегда знает, где фельдъегерь находится в данный момент.

— С учетом пробок приходится доставлять письма на вертолетах?

— У ГФС нет собственных вертолетов. Но если вдруг потребуется срочно доставить корреспонденцию и президент даст соответствующее распоряжение, то любое ведомство выделит нам аппарат — и мы доставим. Сегодня на вертолетах перевозим очень редко. Нашим сотрудникам неоднократно приходилось доставлять таким образом корреспонденцию во время проведения антитеррористических операций на Северном Кавказе.

“Офицеры для особых поручений” разгружают почту в военные годы.

— Почему фельдъегеря, которые первыми в истории России получили право на спецсигналы, отказались от мигалок?

— Чтобы не привлекать внимание. Это одна из систем конспирации. Однако мы не полностью отказались от мигалок (при нынешней дорожной обстановке в столице и крупных городах это сложно), а значительно сократили их количество. При этом наши сотрудники не злоупотребляют включением спецсигналов. Мы строго следим за этим. Если машина фельдсвязи едет с включенным маяком, значит, наш сотрудник действительно выполняет важное и срочное задание. А слухи про то, что фельдъегеря лихачат, — правда. Быстрая езда — наша историческая традиция. С царских времен девизом фельдъегеря были слова: «Если я не спешу, я теряю достоинство». При этом всегда уделялось особое внимание безопасности передвижения, поскольку происшествие в пути — это срыв сроков доставки корреспонденции.

— И все-таки, как думаете, фельдъегеря не станут лет через 10 анахронизмом?

— Пока существует государство, у него будут секреты. А значит, будут нужны люди, которые будут обеспечивать конфиденциальность. Пересылка документов в электронном виде ее никогда не сможет гарантировать. К тому же возникает круг лиц, которые в курсе содержания отправления. Если же используется фельдъегерская связь, то о содержимом письма знают только два человека — тот, кто отправил, и тот, кто принял. И никаких промежуточных звеньев нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру