Вероятная причина аварии «Протона» - проблемы с трубопроводом

А также желание руководителей отрасли набить свои карманы, считает эксперт «МК»

Предварительные данные расследования межведомственной комиссии по анализу причин нештатного старта ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс АМ4R” обнародовал председатель комиссии, первый замглавы ФГУП «ЦНИИмаш» Александр Данилюк. По его словам, специалистам удалось исключить из перечня возможных причин аварии ошибку в наземных расчетах и сбой в системе управления. Прокомментировать другие версии «МК» попросил бывшего конструктора Центра им. Хруничева Александра СОЛДАТОВА.

А также желание руководителей отрасли набить свои карманы, считает эксперт «МК»

Предварительные данные расследования межведомственной комиссии по анализу причин нештатного старта ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс АМ4R” обнародовал председатель комиссии, первый замглавы ФГУП «ЦНИИмаш» Александр Данилюк. По его словам, специалистам удалось исключить из перечня возможных причин аварии ошибку в наземных расчетах и сбой в системе управления. Прокомментировать другие версии «МК» попросил бывшего конструктора Центра им. Хруничева Александра СОЛДАТОВА.

Итак, по словам Данилюка, к ЧП привело падение давления в рулевом двигателе третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М». «Падение давления зафиксировано данными телеметрических измерений и означает, что в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе давление уменьшилось не на проценты, а в 15 раз», — сказал замглавы ЦНИИмаш информационному агентству.

Причин, приводящих к такому падению давления может быть две, - поясняет Александр Солдатов. - Либо некачественное изготовление трубопровода, либо турбонасосный агрегат, который подает компоненты топлива из бака в камеру сгорания, был отключен некачественной электроникой. Не все порой можно просчитать на Земле, а у нас в последние годы еще качество элементной базы заметно снизилось.

Конечно, тот факт, что у нас используется 70 процентов зарубежной электроники, - это позор нашей космической отрасли. Особенно если учесть, что в советское время дела обстояли совсем иначе.

Справка «МК». С 1970 по 1979 годы СССР запустил 174 «Протона» и при этом не было ни одного (!) падения. С 1980 по 1989 годы — 114 запусков и также ни одного ЧП. Дальше картина начинает ухудшаться: на 82 запуска, произведенных с 1990 по 1999 годы - уже две аварии, на 176 пусков с 2000 по 2009-й годы 5 нештатных ситуаций, приводящих к потере ракеты, а с 2010-го по 2014-й на 91 запуск пришлось уже 9(!) аварий.

- Испытываю чувство досады и обиды, когда узнаю об очередном падении нашего «Протона», - говорит Солдатов. - В наше время вся технологическая линия по комплектации и сборке ракет была отечественной. Были постановления, которые запрещали использовать импортные комплектующие, так как это приводило к стратегической зависимости от Запада. Сейчас вам любой скажет, что качество электроники упало в разы. Но не только в этом могут заключаться неудачи. Каждый рядовой инженер вам сегодня скажет еще об одной причине: пропала личная заинтересованность в деле у руководства. В отрасль приходят с целью набивания карманов и только. Подтверждение — миллионные оклады у руководителей и по 20-30 тысяч у среднестатистического исполнителя. Это, на мой взгляд, легализованное воровство денег, - зарплаты у начальства и подчиненных не должны различаться в сотни раз. Удается же производителям ракетоносителей «Союз» работать без сбоев. Значит, работа налажена, как надо.

Официальные результаты работы комиссии по «Протону», по словам Олега Остапенко, будут озвучены до 22 мая. Свой вывод сделают 24 эксперта из Роскосмоса и Минобороны РФ. Вряд ли это будет путаница с разъемами датчиков, как это произошло с предыдущей невезучей ракетой . Как сообщили «МК» в отрасли, перепутать датчики местами уже невозможно, - для них сделаны разные разъемы и разные ключи.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру